Ленинский районный суд вынес оправдательный приговор в отношении Павла Чернавина, обвинявшегося по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») и ч. 1 ст. 176 УК РФ («Незаконное получение кредита»).
По версии следствия, с участием Чернавина была выполнена незаконная эмиссия простых векселей компании, сообщает Znak.com. С помощью этих ценных бумаг бизнесмена неправомерно включили в реестр кредиторов предприятия с требованием выплаты 1,2 млрд руб. По второму эпизоду следствие настаивало на том, что при участии Чернавина завод незаконно получил кредиты на общую сумму 12,5 млн долларов США.
Уголовное дело Чернавина слушалось с 2014 г. В 2016-м процесс приостановили, назначив дополнительную финансово-экономическую экспертизу. Вновь слушания стартовали по ее завершении в июле 2017 г.
Напомним, весной 2017 г. городской суд Новоуральска прекратил уголовное преследование бывшего генерального директора завода «Автомобили и моторы Урала» Юрия Афанасьева. Как сообщили 66.RU в судебной инстанции, производство по делу было закрыто в связи с истечением срока давности.
История, которая положила начало уголовному преследованию бизнесменов, произошла в 2010 г. Завод, где к этому моменту была введена процедура наблюдения, получил заказы от Министерства обороны на ремонт, модернизацию и переоборудование автомобилей. Заказчик в марте и апреле 2010 г. перечислил исполнителю около 500 млн руб. по двум контрактам. Руководители израсходовали часть средств на хозяйственную деятельность предприятия. У Юрия Афанасьева — другая версия, которую он изложил корреспонденту 66.RU.
Согласно постановлению суда, не по назначению было потрачено 389,5 млн руб. Деньги были израсходованы на хозяйственную деятельность завода, в том числе на текущую зарплату и погашение долгов по ней, а также на оплату коммунальных услуг и налоги. При этом обвиняемые уточняют, что частично выполнили обязательства по первому контракту и полностью — по второму.
В ноябре Новоуральский городской суд приговорил бывшего финансового директора ЗАО «АМУР» Валерия Хомякова к двум годам лишения свободы, а в декабре объявил в розыск экс-главу предприятия Юрия Афанасьева, но через несколько дней это решение было опротестовано. В середине февраля Свердловский областной суд, рассматривая апелляцию защиты, постановил освободить Хомякова в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Как умирал АМУР: хроника событий
В 2002 г. Новоуральский завод переживает свое первое банкротство. В 2003 г. акционером предприятия, контролируемого на тот момент банком «Северная казна», становится Павел Чернавин.
До 2008 г. он наращивает выручку и налаживает плотные связи с индийским и китайским автопромом. В октябре государство вводит заградительные пошлины на ввоз автокомпонентов, что делает сборку нецелесообразной. АМУР враз лишается оборотных средств, а закупленные инструменты остаются невостребованными. Павел Чернавин нанимает на должность гендиректора главу консалтинговой компании «Активные формы» Юрия Афанасьева.
В конце нулевых топ-менеджеры считают: чтобы выйти на точку безубыточности, на АМУРе необходимо выпускать 1500 автомобилей средней грузоподъемности (6–8 тонн) в год. Но у предприятия нет перспектив достичь таких результатов из-за сильной зависимости от москвичей: флагманский продукт — автомобиль АМУР 4×2 — на 70% состоит из комплектации ЗИЛа, а законодатель все время ужесточает требования технического регламента, которые прежде всего касаются экологического стандарта.
АМУР находится в стадии банкротства и уже не может занимать деньги у банков. Единственный источник финансирования — текущие заказчики, которые в основном рассчитываются по факту, а не по предоплате. Один из них — Renault Trucks, соглашение с которым позволило развивать контрактную сборку крупноузловым методом, а потом переходить на мелкий узел с локализацией сборки и покраски кабины.
В 2010 г. владельцам АМУРа удается выбить контракт на 500 млн руб. на переоборудование ЗИЛов, состоящих на вооружении Министерства обороны. Подготовлена рабочая документация, по которой конструкция ЗИЛ-131 дополняется дизельным силовым агрегатом. Первый контракт АМУР выполняет, второй находится в процессе, а с третьим выходит заминка — как позже выяснит Арбитражный суд, из-за самого Минобороны. Дальше следует коррупционный скандал в Минобороны, в отставку отправляют Сердюкова, а Главное автобронетанковое управление, выступающее заказчиком по контракту, фактически расформировывают.
В том же 2010 г. в поисках инвестиций в более рентабельный проект по производству легковых автомобилей команда Афанасьева начинает переговоры с китайскими марками, так как другие ниши прочно закреплены за конкурентами. Топ-менеджеры готовят инвестиционный проект на 75 млн долларов, предусматривающий сотрудничество с Lifan, Geely, Cherry и Haima. План предполагает появление на АМУРе линий покраски, сборки и сварки. По подтвержденным договоренностям, как только на промплощадке смонтируют оборудование, туда сразу же заходят эти четыре бренда.
Кредиторы, увидев расчеты, готовы подождать, реструктуризировать долги и перенести сроки внешнего управления. Из-за того что ЗАО «АМУР» не может погасить накопившиеся долги, для инвестпроекта предполагается создать новое юридическое лицо — ЗАО «Лифан Рашн Плант», которое взяло бы в аренду имущественный комплекс предприятия.
К концу 2011 г. становится понятно, кто из партнеров готов войти в новое ЗАО. Ведутся переговоры с банками и физическими лицами о займе для первого взноса в 7 млн долларов. Свердловский губернатор Александр Мишарин обещает поддержку, благодаря которой в том числе решается вопрос попадания иностранного инвестора в закрытый город.
Но после аварии, в которую Мишарин попадает на Серовском тракте (1 декабря 2011 г.), документы начинают застревать на подписании в канцелярии, и в отношении ЗАО «АМУР» вводится процедура конкурсного производства. Новый управляющий вынужден остановить станки и разослать работникам уведомления о сокращениях: всем сотрудникам назначается двухмесячное пособие, а потом на протяжении шести месяцев — сохраняемый заработок. На заводе резко возрастает долг по зарплате. Начинаются голодовки, проверки правоохранительных органов, обыски.
В мае 2012 г. в Свердловскую область приезжает представитель Lifan. На фоне скандалов он остается разочарованным и уезжает с твердым намерением прекратить всякое сотрудничество. Летом того же года новый председатель правительства Денис Паслер совместно с сотрудниками Корпорации развития Среднего Урала предпринимает еще одну попытку переговоров, но и она ни к чему не приводит. Позже руководство КРСУ меняется, что сам Юрий Афанасьев считает точкой невозврата. «[В этот момент] я понял, что делать в Свердловской области автобизнес бесполезно», — говорит он в интервью 66.RU.
Сейчас имущество АМУРа (в частности, главный корпус, находящийся в залоге у ВТБ) пытаются продать. Изначально имущественный комплекс оценивался в миллиард рублей, но за четыре года стоимость рухнула в три раза — и все равно нет покупателя.