«Говоря о защите предпринимателей, власть путает малый и крупный бизнес и защищает интересы сетей», — с этих слов начал свое выступление индивидуальный предприниматель, владелец кафе и кулинарий из Верхней Пышмы Николай Шабанов. Он озвучил сразу несколько проблем, которые по сути сводятся к одной: торговые сети задавили местных ИП.
Во-первых, предпринимателя не устраивает закон, который устанавливает минимальную площадь торгового зала для получения лицензии на торговлю алкоголем.
— На сегодняшний день маленький магазин и крупная сеть платят за лицензию на право торговли алкоголем одинаковую сумму — 65 тыс. руб. Это нечестно. Если у меня магазин всего 60 кв. м, то мне не надо 50 «квадратов» под водку! Мне хватит и десяти.
В итоге Шабанов предложил устанавливать стоимость лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества квадратных метров, отданных в магазине под спиртное. С этой инициативой согласна уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх.
Во-вторых, бизнесмен считает, что нужно ограничить время работы торговых сетей — это позволит сохранить малый бизнес, который платит серьезные налоги в местный бюджет.
— Поддержите малый бизнес, ограничьте время работы супермаркетов и гипермаркетов, сетевых объектов площадью более 150 кв. м до 21:00 по будним дням и до 15:00 — по выходным. Это мировая практика и честный компромисс.
Свое мнение Павел Крашенинников по данному поводу не выразил, он лишь отметил, что надо вносить изменения, связанные с работой торговых сетей, в федеральный закон, а не отдавать на откуп региональным властям.
Еще одна проблема, которую сформулировала Елена Артюх после многочисленных жалоб предпринимателей, — изменение условий торговли. Рядом с магазинами, которые получили лицензию на продажу спиртного, открывают частные детсады, автошколы, стоматологии, а по законодательству торговать алкоголем в 50-метровой зоне рядом с медицинскими, образовательными и детскими учреждениями нельзя.
— Если бизнес уже начал работу, то на все время выданного разрешения он должен оставаться в этих условиях. Условия не должны меняться, пока не завершится действие алкогольной лицензии.
Эту инициативу депутат Госдумы поддержал: «Равенство ведения бизнеса должно быть обеспечено», — заключил Павел Крашенинников.
Отметим, что задумка по созданию в Екатеринбурге зон, свободных от алкоголя, так и не была толком реализована на практике. Купить пиво и крепкие алкогольные напитки можно практически у каждого учебного заведения. Бороться с торговлей алкоголем возле школ городские власти могут только одним способом: не выдавать лицензию на торговлю спиртным тем точкам, которые готовятся к открытию в границах запретной зоны, или ждать, пока лицензия, которую они выдали ранее, истечет. При этом срок разрешения варьируется от года до пяти лет.
Из 500 магазинов в свердловских поселениях, которые имеют лицензию на торговлю алкоголем, более 200 закрылись после внедрения Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота спиртного (ЕГАИС). Дело не столько в огромных для сельпо затратах на установку системы, сколько в отсутствии технической возможности.
— Все наши сельские магазины обязали с 1 июля подключиться к ЕГАИС. Единовременные издержки на внедрение системы составляют 100–110 тыс. на каждый объект. Это не считая обучения персонала, ежемесячного сопровождения, затрат на программистов. Помимо финансовых проблем, есть еще технические условия: наличие быстрого интернета. На селе выделенной линии нет нигде, только мобильный интернет, который то работает, то не работает. Мы закупили оборудование, установили, а работать не можем из-за отсутствия интернета.
По словам Елены Артюх, с инициативой внести поправку в закон об обязательном внедрении ЕГАИС, выходил парламент Удмуртии. Речь идет о том, чтобы исключить сельские поселения из списка. Депутаты отправили свои предложения в Госдуму, эти же изменения поддерживают в Законодательном собрании Свердловской области и главы муниципалитетов.
В итоге Павел Крашенинников заявил, что поддержит данный проект на высшем уровне.
Отдельно модератор встречи Елена Артюх выделила проблему многочисленных плановых и внеплановых проверок. По ее словам, деятельность некоторых предприятий останавливается из-за того, что сразу несколько ведомств одновременно устраивают рейды. Региональный бизнес-омбудсмен предложила внести поправки в федеральный закон и ограничить число таких проверок. Присутствующие предприниматели идею бурно поддержали и выразили предположение, что у проверяющих органов есть «некий план по штрафам», поэтому они и атакуют бизнесменов.
— Нужно ограничить число плановых проверок в год хотя бы двумя-тремя и чтобы они не проходили в одно время — это то разумное количество контроля, которое предприятие в состоянии пережить. Также необходимо сократить число внеплановых проверок.
Павел Крашенинников идею поддержал и предложил ввести определенные критерии, по которым могут быть проведены внеплановые проверки. А разработать эти критерии должны сами представители малого и среднего бизнеса.
Президент-элект Российской гильдии риелторов Татьяна Деменок посетовала, что стране нужен закон о риелторской деятельности, однако он должен быть составлен при участии реальных игроков рынка, а не быть просто предвыборным самопиаром отдельных партий.
— Риелторская деятельность по большей части находится в тени. В год проводится 3,5 млн таких сделок, примерный оборот — 6 млрд, средняя комиссия от суммы сделки — 2%. Если всё перемножим, то увидим, сколько незаконного вознаграждения остается в тени. Сейчас нет закона, который защищал бы специалистов и в то же время защищал потребителя. Далеко не всегда риелторы, которые оказывают услугу, делают это качественно.
Депутат Госдумы резюмировал, что закон о риелторской деятельности однозначно нужен, попытки его разработать и принять предпринимаются еще с конца 90-х гг. Однако при создании документа нужно учитывать мнение тех, чью деятельность закон регулирует. «Риелторская деятельность — полусерая, и отношение к ней такое же. Закон о риелторской деятельности нужен», — резюмировал Крашенинников.
Владелец магазина возле Центрального стадиона обвинил местные власти в том, что, используя в качестве повода предстоящий чемпионат мира по футболу, они не только лишили его торговой точки, но и не хотят платить компенсацию.
— На сегодняшний день недостаточно отрегулирована судьба нестационарных объектов — торговых павильонов. Власти исключают такие объекты из схемы размещения НТО, разрывают ранее заключенные договоры и не выплачивают компенсации. Затраты на возведение объекта, в том числе приведение к единому архитектурному образу со стенами стадиона, обошлось мне в 5–7 млн руб. Мне эти деньги никто не возмещает. Кроме того, идет речь о сносе за свой счет, а это еще 2–3 млн руб. Теперь получается, что киоск стоит незаконно.
Павел Крашенинников посоветовал предпринимателю найти грамотных юристов и правильно выстроить защиту, поскольку ситуация осложняется тем, что объект исключили из списка НТО.
Напомним, для обустройства новой улично-дорожной сети в районе Центрального стадиона строители демонтировали несколько торговых павильонов и остановочных комплексов, некоторые уже снесены. Под раздачу попало и знаменитое кафе «У Вани», дислоцировавшееся напротив стадиона с 1967 г. (тогда оно носило название «Золотая шайба»).
Следующими пожаловались на несовершенство законодательства отельеры, которые встревожены принятием в первом чтении закона о запрете размещения хостелов в жилых домах. Представители бизнеса уверили, что не возражают против разумного регулирования, но считают, что в таком виде закон «угробит эту часть бизнеса».
Юрист уверен, что хостелы стоит оставить в покое и не принимать закон.
Напоследок проблему, связанную с налогами, озвучил председатель совета директоров Невьянского машиностроительного завода Михаил Кудрявцев. По его мнению, налоговики оставляют предприятия без денег, увеличивая издержки производства.
— Мы сталкиваемся с большой проблемой — проблемой возмещения налога на добавленную стоимость. Любое возвращение НДС влечет за собой глобальную проверку предприятия. В итоге мы возвращаем НДС не в течение трех месяцев, как это положено по закону, а в течение девяти-двенадцати месяцев. Это ведет к росту издержек. Налоговая делает всё для того, чтобы существенно затормозить возврат из бюджета тех или иных сумм.
«Нужно ограничивать проверки разумными пределами и вводить персональную ответственность для проверяющих», — заключили все собравшиеся. Глава Ассоциации юристов России пообещал подумать, какие именно поправки можно внести в Налоговый кодекс, чтобы такую ответственность ввести и НДС возвращать в положенный по закону срок. Кроме того, нужно сделать обзор судебной практики по данному вопросу и предоставить в Верховный суд.