О проекте по добыче газа из тела самой большой свалки Екатеринбурга — Широкореченского полигона, стало известно еще в 2014 году, когда муниципалитет подписал договор о намерениях со шведской компанией Vireo Energy. В 2015-м стороны договорились, что готовы приступить к реализации плана, а в июле 2016-го в рамках выставки «Иннопром» представили городскому совету по инвестициям готовый план работы, который предусматривает вложения в 500 млн рублей в переработку газа, выделяемого разлагающимися отходами, в электрическую энергию.
Добытое электричество шведы собираются направлять в дома и на предприятия Екатеринбурга. Для того чтобы все заработало, осталось лишь договориться с энергетиками о подключении к сетям. Это произойдет через год-два — в зависимости от того, сумеют ли городские чиновники ускорить процесс технического присоединения нового объекта к уже работающей инфраструктуре.
Иными словами, иностранная компания и городская администрация всерьез намерены превратить отходы, которые десятилетиями просто гнили в огромной горе на окраине Екатеринбурга, в источник альтернативной энергии.
Параллельно природоохранная прокуратура через суд требует прекратить работу упомянутой свалки. Как ранее сообщал Портал 66.ru, муниципалитет уже заявлял об остановке работы свалки. Но тогда глава профильного комитета Егор Свалов уточнял: речь идет лишь об остановке банального захоронения мусора, сортировочный комплекс, который выбирает из потока городских отходов годные для вторичного использования материалы, продолжил функционировать. «Хвосты» — то, что для вторичного использования не годится, это предприятие по-прежнему складывает в общую кучу Широкореченской свалки. Прокуратура против и требует прекратить.
Однако, как поясняет Егор Свалов, этот судебный процесс не помешает реализации шведского проекта.
Егор Свалов, глава комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга:
— Во-первых, суд еще не вынес решение. Во-вторых, прокуратура в иске требует от нас в течение полугода с момента решения суда разработать проект по рекультивации полигона и дает нам еще около двух лет, чтобы эту рекультивацию завершить. Отмечу, мы и так, без решения суда и без вмешательства прокуроров, разрабатываем проектно-сметную документацию на эти работы. В любом случае Широкореченский полигон будет закрыт. Просто на это потребуется несколько лет.
Проект, по словам Егора Свалова, будет предусматривать, что огромную гору гниющих под уральским солнцем отходов «накроют крышкой». Это известная технология, которую давно используют в других странах. Например, мы уже рассказывали и показывали, как это делают в американском Питтсбурге.
Там полигон выглядит как несколько явно рукотворных ступенчатых гор, покрытых ярко-зеленой травой. Суть в том, что слой мусора накрывают полотном из специального полимера, а сверху засыпают грунтом. Так гора растет ступенька за ступенькой, пока не достигнет максимально разрешенной высоты. Тогда ее окончательно засыпают и высаживают траву.
К слову, в Питтсбурге из этих гор тоже добывают электричество. Примерно тем же методом, что собираются использовать в Екатеринбурге: газ откачивают из тела полигона. Так что с уверенностью можно сказать, что после реализации намеченных планов наша свалка будет выглядеть и работать так же.
Будет красиво, но по сути бывший полигон ТБО станет бережно сохраненной для потомков огромной горой отходов, которая останется там на столетия. И на этой горе никогда не появится ничего полезного: здесь нельзя строить дороги, возводить дома. Нельзя делать ничего, что может повредить скрывающийся совсем неглубоко под землей слой упомянутого выше полимера. Это проклятая земля. И никто пока не придумал, как вернуть ее городу, если понадобится.
А главное — никто до сих пор не может сказать, куда Екатеринбург повезет свой мусор, который сейчас направляется на Широкую Речку. По оценкам Егора Свалова, даже с учетом того, что полигон больше не принимает несортированные отходы, на него приходится две трети всего потока.
Место для новой свалки, технологию, по которой она будет построена, и ее оператора должны назвать в региональном министерстве ЖКХ. Как ранее писал Портал 66.ru, именно это ведомство разрабатывает так называемую территориальную схему работы со всем мусором Свердловской области. И в этой схеме будет указано, как со своими отходами должен обращаться в том числе Екатеринбург. Однако самой схемы пока нет, хотя закончить ее разработку обещают в сентябре.
Кроме того, до сих пор неизвестно, кто оплатит рекультивацию свалки на Широкой Речке и строительство нового полигона. Деньги, выделенные на подобные работы, напомним, должна распределять новая структура — региональный оператор.
|
---|
Конкурс на поиск этого оператора упомянутое министерство ЖКХ еще не объявило. Когда объявит — не ясно. Как поясняют знакомые с ситуацией чиновники и игроки рынка переработки отходов, федеральный законодатель до сих пор не сформулировал требования к таким операторам, и не ясно, когда же наконец сформулирует.
То есть весь план по уничтожению главной свалки Екатеринбурга до сих пор зависит от решения одного вопроса: «Где взять деньги?». И ответ на этот вопрос неочевиден.
Фото и инфографика: архив 66.ru