Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Обречены утонуть в мусоре: городские свалки будут расти, пока не сожрут всю свободную землю

11 декабря 2015, 07:51
репортаж
Обречены утонуть в мусоре: городские свалки будут расти, пока не сожрут всю свободную землю
Фото: Дмитрий Шлыков; 66.RU
Чтобы понять, что случится в Екатеринбурге, если власть все же заставит нас всех беречь природу и сортировать мусор, достаточно съездить туда, где уже заставила. И увидеть: штрафы и обязаловка не очень-то работают, как, впрочем, и красивые фразы из цикла «сохраним планету для наших детей».

Экологическая программа, которая должна остановить рост пожирающих город зловонных свалок, действует в Екатеринбурге с 2008 года. На бюджетные деньги муниципалитет построил сортировочный завод, выбирающий из мусора полезный утиль, начал вводить так называемый дуальный сбор отходов, когда на помойках стоят контейнеры двух цветов: зеленый — для органики и другого непригодного к вторичному использованию хлама, оранжевый — для пластика, стекла, металла, бумаги, тряпок и прочей «утильной фракции». Совместно сортировочный завод и дуальный сбор, по задумке, должны максимально сократить поток долго разлагающихся отходов, который сейчас идет на две городские свалки, и без того уже отравившие гектары земли.

Обречены утонуть в мусоре: городские свалки будут расти, пока не сожрут всю свободную землю

Логика раздельного сбора мусора должна спасти Екатеринбург от безудержного роста городских свалок (в теории).

Но упомянутый дуальный сбор на территории Екатеринбурга всё как-то не вводится. Оранжевые контейнеры стоят, мягко говоря, далеко не в каждом дворе. Управляющие компании не рвутся их покупать и заключать два договора на вывоз мусора вместо одного (понятно, что утиль и мусор должны ехать с контейнерных площадок в разных мусоровозах). А без этого КПД сортировочного комплекса стремится к нулю, свалки продолжают расти и пахнуть.

И, как неоднократно заявляли чиновники с разных трибун, вся система заработает в полную силу в тот момент, когда всех нас законодательно обяжут складывать свой домашний мусор в два разных контейнера, а всех коммунальщиков заставят раскошелиться на организацию соответствующих мусорных площадок во дворах и построение соответствующей логистики.

В теории — всё логично и, в общем-то, правильно. Тем более что есть возможность перенестись в предполагаемое будущее. Для этого достаточно съездить в американский город Питтсбург.

Город победившего постиндустриализма

Конечно, Питтсбург и Екатеринбург не братья-близнецы. У американского города с его малоэтажными пригородами — свой темп жизни, свои порядки и своя архитектура. Но это город, похожий на Екатеринбург масштабами (вместе с пригородами здесь живут порядка 2 млн человек) и историей. Он тоже был крупным промышленным центром, подавляющее большинство его жителей в недавнем прошлом тоже работали на заводах. Город жил за счет металлургии, но в начале восьмидесятых базовую отрасль муниципальной экономики убил импорт из Азии. Оказалось, что везти прокат оттуда дешевле, чем производить его в США, где и налоги, и средние зарплаты несопоставимо выше.

Некоторое время местные надеялись, что заводы оживут. Но этого не случилось. И точно так же, как Екатеринбург, Питтсбург начал постепенно смиряться с тем, что он больше не город рукастых мужиков, а город айтишников, «офисного планктона» и «людей творческих профессий».

Развивая новые отрасли экономики, местная власть вписала заброшенные промзоны в государственные программы редевелопмента «зараженных территорий» (бывшие цеха переоборудовали под жилье, офисы, рестораны и отели), вкладывалась в зеленые насаждения и, конечно же, озаботилась экологией, внедрив, в частности, тот самый раздельный сбор отходов.

В общем, всё происходило примерно так же, как в Екатеринбурге, только началось большое переустройство города на пару десятилетий пораньше, чем у нас. Не потому что они умнее. А потому что у них заводы вымерли быстрее и трагичнее.

Теперь Питтсбург гордится тем, что на его территории расположен крупный офис «Гугла», и тем, что количество заведений общепита на душу населения здесь больше, чем в любом другом городе Северной Америки.

Зеленые горы законсервированного мусора

Каждый житель Питтсбурга обязан раскладывать свой мусор по разным контейнерам. Это закон. Все, что годится в переработку для дальнейшего использования, граждане должны отправлять на сортировочную станцию. Остальное (в теории — совсем скромную часть бытовых отходов) — на свалку. Примерно той же логики придерживаются екатеринбургские муниципальные служащие, ответственные за экологию. Только возможности законодательно обязать жителей сортировать собственный мусор у них пока нет.

Тем не менее, возвращаясь к Питтсбургу, местные экологи-общественники утверждают, что и у них система раздельного сбора функционирует с низким коэффициентом полезного действия. «Проблема в том, что людям наплевать, многие по-прежнему не видят смысла в том, чтобы складывать годный для переработки мусор в отдельный контейнер, они не понимают последствий, — рассказывает Тереса Брэдли, координатор проекта «Ноль отходов» некоммерческой организации Pennsylvania Resources Council. — А у власти нет инструментов, денег, времени и сил для того, чтобы проконтролировать соблюдение закона. Чтобы убедить людей, я бы устраивала экскурсии на мусорный полигон, там они увидят, к чему приводит их безразличие».

Ничего страшного, впрочем, на полигоне лично я не увидел. Городской свалкой Питтсбурга управляет частная компания. И в ее владениях я ужаса не испытал.

Полигон выглядит как несколько явно рукотворных ступенчатых гор, покрытых ярко-зеленой травой. И лишь небольшой участок — точно такой же, как у нас: вереница мусоровозов сгружает тонны отходов, тяжелые машины на стальных колесах утрамбовывают всё, что город отослал на захоронение. И надо сказать, вывозят сюда много всего, что вообще-то можно было пустить во вторичное использование. Прямо у меня на глазах мусоровоз сваливал в общую кучу сотни килограмм картона (очень ценного вторсырья, которое по законам, действующим в Питтсбурге, на свалку попадать никак не должно), а прямо за ним разгружался самосвал, доставивший на полигон ТБО полный кузов строительного мусора, в том числе металлолома.

Опять же, по закону, компания обязана использовать технологию «консервации» твердых бытовых отходов. Ежедневно скопившийся слой мусора накрывают полотном из специального полимера, а сверху засыпают грунтом. Так гора растет ступенька за ступенькой, пока не достигнет максимально разрешенной высоты. Тогда ее окончательно засыплют и засадят травой. Так и получаются эти зеленые горы.

Выглядит красиво, но по сути это бережно сохраненный для потомков толстенный слой отходов, который останется там на столетия. И на этих горах никогда не появится ничего полезного: здесь нельзя строить дороги, возводить дома и даже садить деревья. Нельзя делать ничего, что может повредить скрывающийся совсем неглубоко под землей слой упомянутого выше полимера. Это проклятая земля. И никто пока не придумал, как вернуть ее городу, если понадобится.

«Плана Б у нас нет, это правда, — рассказывает Дебра Ланге, исполнительный директор центра исследования заражённых территорий Западной Пенсильвании университета Carnegie Mellon. — Движущая сила для рекультивации загрязненных земель — это частные инвестиции. И земля наших свалок пока никого не интересует. А их владелец заинтересован только в том, чтобы горы мусора росли как можно выше. За каждую тонну вывезенных на полигон отходов он получает 30 баксов, конвертирует отходы в деньги и складывает их в банк».

В самой компании, управляющей полигоном, этого, в общем-то, и не скрывают. Помимо свалки и доходов от платежей граждан, организация выкачивает из полигона метан, конвертирует его в электроэнергию и продает. А еще она же владеет мусоросортировочным комплексом, получая дополнительные деньги от продажи извлеченного из городских отходов вторсырья. Но эти два способа беречь природу и заодно зарабатывать не идут ни в какое сравнение с прибылью от банального захоронения ТБО, говорит руководитель свалки Адам Финли: «Я вам не назову точных цифр, но тариф на захоронение — это абсолютное, доминирующее большинство нашей выручки».

Местные общественники в этом контексте надеются только на то, что экологическая сознательность граждан вырастет и они, чтобы спасти планету, будут стараться отдавать на свалку как можно меньше. Экономисты и бизнесмены в это не верят, утверждая, что об экологии города начинают заботиться только тогда, когда совсем прижмет, когда свободной земли не останется и везти мусор будет просто некуда.

В пример приводят опыт Калифорнии, где места для полигонов уже почти не осталось, потому цена захоронения одной тонны отходов превышает 100 долларов. Тарифы для населения — соответствующие. И домовладельцы сами хотят отправить как можно больше мусора в утиль, а не на свалку. В итоге там самый высокий в США показатель переработки ТБО (свыше 70%).

Фото автора. Инфографика: Сергей Логинов; архив 66.ru