Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Люди-гвозди. Как «мужик-лапотник» из Полевского объявил войну американским корпорациям

17 ноября 2014, 12:04
Люди-гвозди. Как «мужик-лапотник» из Полевского объявил войну американским корпорациям
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru
Владелец небольшого уральского предприятия уже вторгся на территорию международного гиганта 3М. А теперь планирует сделать то, что не вышло у концерна «Калина», — потеснить на местном рынке Procter and Gamble.

Человеческое сознание парадоксально. С одной стороны, каждый второй на кухне сидит и разглагольствует о том, что «устал работать на дядю». С другой — под текстами про предпринимателей так и кишат комментарии: «барыги проклятые», «спекулянты», «опять народ надувают». В ответ на этот парадокс мы запустили серию публикаций о небольших производствах Екатеринбурга и области. Наши герои — не металлурги, нашептывающие что-то на ушко губернатору, не славные работники газовой трубы, а те, кто изо дня в день занимается реальным производством, скорее, вопреки всему, чем благодаря…

Первый текст нового спецпроекта мы посвятили собственнику небольшой производственной компании «Потемкин», который штампует декорации всем уральским театрам. Во второй серии расскажем о «счастливом уральском экспортере»: оптимистичном, упертом и эксцентричном бизнесмене, который добился своего только потому, что не слушал никого.

«Когда меня, мужика-лапотника, сравнивают с «Калиной», для меня это как красная тряпка для быка»

Один из проектов, за который сейчас взялся хозяин «Уралспецзащиты» Андрей Голованов, — это отличная иллюстрация того, как парадоксально складывается его бизнес. Шутка ли, предприниматель из Полевского решил обеспечивать подгузниками собственного производства всю Свердловскую область. Наблюдатели и советчики лишь крутят пальцем у виска. А его самого совершенно не смущает ни тот факт, что он собирается конкурировать с мегакорпорацией Procter and Gamble, ни то, что у других это не получилось.

Логика Голованова до безумия проста. Он, отец пятерых детей, сел как-то и посчитал, сколько за свою жизнь потратил денег на подгузники. Получилось больше 100 тыс. рублей. Начал размышлять дальше — выяснил, что можно делать самим, и вроде как серьезно дешевле. Прикинул, получил рынок емкостью около миллиарда рублей в год. А тут еще вся эта история с импортозамещением и «холодной войной» — вот и решился.

Андрей Голованов, собственник «Уралспецзащиты»:

— Надо же понимать, что этот рынок сейчас полностью контролируют американцы. Закроют они поставки, и кто их заменит — вот наплачутся русские матери. А мы сможем не только наладить производство, но и снизить цену в итоге.

Сейчас предприниматель пытается договориться с областным правительством на субсидии в 40 млн рублей, чтобы запустить производство. Еще столько же он планирует вложить сам, после приобретения итальянской производственной линии.

Впрочем, в Минэкономики пока не в восторге от этой идеи. Говорят, мол, «Калина» не потянула, тебе-то куда? А для Голованова такие заявления — как красная тряпка для быка. «Ну представь, меня, мужика-лапотника, сравнивают с «Калиной»! Я так скажу: Тимур Горяев для меня не авторитет. Он продал концерн и уехал. Если не дадут мне эти 40 млн, я их и сам найду, из-под земли достану. Жалко только — время потеряем», — говорит Голованов.

«Мы здесь все подняли своими руками, это наш дом. А зачем пускать чужого человека к себе в дом?»

Надо признаться, пока Андрей Голованов добивался того, что у него есть сейчас, его нехило покидало из стороны в сторону. Как рассказывает сам бизнесмен из Полевского, всю жизнь он греб против течения: начинал с работы в банке, потом надоело (говорит, что ушел, потому что не смог работать в бесполезной структуре, которая просто прожирает чужие деньги). В итоге решил доходную должность в кредитном комитете сменить на реальное производство. Все вокруг смеялись и не понимали, зачем так круто ломать себе жизнь. Он все равно ушел. Через два месяца стукнул банковский кризис, а Голованов к тому времени постепенно начал подниматься по карьерной лестнице на гипсовом заводе.

Дальше пришла пора сменить «работу на дядю» на свое дело. И снова все потешались, а он работал и потихоньку расширялся: сперва просто торговал спецодеждой, потом решил делать ее сам. В итоге, пока все вокруг хихикали, на старенькой базе снабжения в Полевском, которую Андрей Голованов купил по дешевке в кризис, заработали швейная фабрика, производство перчаток, защитных кремов и линия по изготовлению респираторов.

В швейном цехе Голованова молодые женщины строчат спецодежду на любой вкус и цвет: начиная от жаро- и кислостойкой продукции для металлургов, заканчивая костюмами для поваров. В соседней комнате ее фасуют и отправляют на склад.

Как рассказывает Андрей Голованов, сейчас с поставками спецодежды проблем нет. Ежедневно партии отправляются почти всем крупным промышленникам: УГМК, ТМК, оборонным предприятиям. Сложнее обстоят дела с новыми респираторами PARUS.

Поскольку для изготовления респираторов используют ультразвуковую пайку (звук достаточно мерзкий), работники на производстве находятся в наушниках.

В этом же ангарчике делают и защитные перчатки, которые, наверное, у каждого есть дома. Штампуют их быстро, тут же наносят синее пластиковое покрытие.

Вообще линия по производству респираторов — особая гордость Голованова. Во-первых, потому что все его в очередной раз убеждали, что это блажь и он не конкурент грозным американцам из 3М. Во-вторых, потому что с помощью этого проекта ему удалось стать не только счастливым экспортером, но и попасть в поле зрения регионального правительства. Фабрика Андрея Голованова уже подписала контракты на поставку респираторов в Иран и Казахстан. Далее бизнесмен планирует захватить все постсоветское пространство. Хотя пока и на местном уровне без проблем не обходится.

Андрей Голованов:

— На отдельных предприятиях мы слышим, что наши респираторы даже испытывать не будут, потому что уверены: лучше 3М нет. Народ просто привык к американской продукции. Правда, есть и те, кто встречает с распростертыми объятиями и говорит: «Ребята! Ну наконец-то вы это сделали! А то с этими американцами вечные головняки».

Голованов считает свой бизнес семейным делом: тут работает он сам, его жена и повзрослевшие дети. Потому инвесторов он не очень-то ищет. «Мы здесь все подняли своими руками, это наш дом. А зачем пускать чужого человека к себе в дом? Вижу свое развитие только в сотрудничестве с правительством области, которое реально помогает», — утверждает Голованов.

«Мне валить некуда, да и незачем. У меня все здесь»

Андрей — редкий по нынешним временам предприниматель. Мало того что буквально пышет оптимизмом, так еще и не спешит ругать власть. Наоборот, он признает, что губернатор ему помог. Говорит, «наверху стараются». В частности, когда у него были проблемы с реализацией в регионе респираторов (на ряд предприятий их просто не хотели пускать), Голованов взял и написал письмо в правительство.

И на его жалобу отреагировали. Промышленникам спустили письмо, в котором рекомендовали присмотреться к продукции из Полевского: мол, что же вы парня игнорируете, нормальная у него продукция, не хуже, чем у американцев, а по цене ниже. «Эффект возник тут же. Те, кто раньше и разговаривать не хотел, уже сами звонили и приглашали в гости», — рассказывает Голованов.

По его словам, если подчиненные губернатора реально готовы помогать производству, то надзорные органы только и могут, что ставить палки в колеса.

Андрей Голованов:

— Прокуратура является с постоянными внеплановыми проверками, потом Роспотребнадзор, потом Роструд, потом еще кто-то: одни уходят, приходят другие. А ты знаешь, что такое проверка? Она же парализует всю работу. Если честно, я раньше вообще не знал, что у нас столько проверяющих. Так они еще и вымогательством занимаются.

Когда дергают со всех сторон и не дают делом заниматься — это и есть самое плохое, утверждает мой собеседник. Впрочем, планов бросить это все и уехать куда-нибудь у него, в отличие от многих, нет. «Мне валить некуда, да и незачем. У меня все здесь», — добавляет Голованов.

Кроме подгузников, он строит и другие планы по развитию новых производств. О них он пока ничего не рассказывает (чтоб не сглазить и чтобы не подарить идею конкурентам). Отмечает только, что это тоже импортозамещение. Так что, может, представителям иностранных корпораций на местном рынке стоит начать беспокоиться, потому что сил и оптимизма у этого бизнесмена хватит на многое.