Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Нужно больше шаурмы! Яков Можаев объясняет, почему в Екатеринбурге нельзя сносить киоски

14 ноября 2018, 13:21
Нужно больше шаурмы! Яков Можаев объясняет, почему в Екатеринбурге нельзя сносить киоски
Фото: архив 66.ru
В городе работает более 3000 киосков и примерно треть из них торгует едой. Но Екатеринбургу нужно больше стритфуда. Легального, разнообразного, уральского. Наш гастроном — эксперт Яков Можаев, в прошлом — официант, метрдотель и повар — просто и понятно объясняет, почему борьба с ларьками — это бесполезная и невыгодная затея.

Борьба с киосками, которую ведет администрация Екатеринбурга, абсолютно бессмысленная. У мэрии не хватает потенции, чтобы убрать нелегальные ларьки с муниципальной земли, и нет права закрывать шаурмячные, которые стоят на частной земле. И вот глава Екатеринбурга Александр Высокинский заявил, что избавит город от киосков. Всех. Раз и навсегда к 2022 году. Мэр пообещал оставить только «Роспечать» и «Мороженое». В открытом письме Александру Геннадьевичу мы подробно рассказали, почему такое обещание — пустое и невыполнимое, а шаурму не победить. И это хорошо, считает эксперт, который продегустировал огромное количество самого разного стритфуда. Ресторанный критик Яков Можаев в авторской колонке для 66.RU объясняет, почему киоски с фастфудом не только нужно оставить в покое, но и легализовать и всячески поощрять торговлю едой на улицах.

— Люди едят на улицах, и это факт, с которым придется смириться.

То, что можно быстро купить и съесть на ходу, пользуется спросом на протяжении тысячелетий, в мировом обороте общепита стритфуд составляет две трети — и это очень, ОЧЕНЬ большие деньги.

Вставать на пути этого финансового потока по меньшей мере неразумно. И это самая главная причина, по которой не получится убрать киоски со снедью с улиц Екатеринбурга.

Нужно больше шаурмы! Яков Можаев объясняет, почему в Екатеринбурге нельзя сносить киоски
Фото: Яков Можаев

Стритфуд — это быстро, выгодно и для многих вкусно. Поэтому нельзя запрещать одним продавать шаурму, а другим — покупать. Мэрии, наоборот, нужно вывести этот бизнес из тени и получать хороший доход в виде налогов.

Желание одних людей купить, а других — продать шаурму, хот-дог, бургер или пирожок нужно уважать и регулировать. Никак не запрещать, кастрируя огромные возможности как для гастрономического облика города, так и для бюджета. При правильном подходе и понятном справедливом начислении количество уплаченных налогов может приятно ошеломить городскую администрацию.

Если все-таки убрать киоски с едой с улиц — вся эта отрасль неизбежно уйдет в теневой оборот и криминализируется окончательно. Количество нелегальных точек вырастет в разы, те, кто сейчас работает честно, пополнят ряды «черного» стритфуда, и проконтролировать этот процесс будет вообще невозможно.

Нужно больше шаурмы! Яков Можаев объясняет, почему в Екатеринбурге нельзя сносить киоски
Фото: Яков Можаев

У киосков с уличной едой очереди. Это востребованный продукт.

Прошедший летом мундиаль во всех красках показал, чего именно не хватает городу, его гостям и самим горожанам, — возможности купить на улице качественную и разнообразную еду. Около киосков стояли могучие очереди, в фан-зонах все приготовленное раскупалось молниеносно, и многим не хватало.

И, да, было немного стыдно, когда приезжие спрашивали: «А почему везде шаурма? Продается ли что-нибудь национальное?» Город же должен управлять процессом!

Нужно больше шаурмы! Яков Можаев объясняет, почему в Екатеринбурге нельзя сносить киоски
Фото: Яков Можаев

Фастфуду в Екатеринбурге не хватает разнообразия. Легализация фуд-траков позволила бы отрасли развиваться.

И города управляют. Возможно, и наш начнет.

Нужно создать концепцию стритфуда в Екатеринбурге, сделать механизм распределения участков для уличной торговли простым и понятным, легализовать фуд-траки и сформулировать по ним требования. Помогать проектам, которые занимаются русской и уральской кухней, — это очень важно даже безотносительно к ЭКСПО-2025. А если с ней — то вообще необходимо.

Если могу чем-то помочь городу в этом как эксперт — всегда рад.