Заместитель председателя правления банка правления «Нейвы» Павел Ефремов на своей страничке в Facebook подробно прокомментировал отзыв лицензии у банка. Он написал, что истинные причины пока неизвестны: «Если читать пресс-релиз Банка России то вопросов становится все больше и больше».
Ефремов указал: в пресс-релизе регулятор ссылается на многочисленные предписания банку. Однако по его словам, за последние 12 месяцев у «Нейвы» было всего три предписания Центробанка:
- «В ноябре прошлого года предписание о выводе одного кредита МСП (субъекта малого и среднего предпринимательства) из ПОС (проекта организации строительства) и досоздание резервов на 1 млн рублей. С нормативной точки зрения ситуация была спорная и, по нашему мнению, банк правомерно включил кредит в ПОС, но из-за 1 млн рублей резервов решили не вступать с ЦБ в методологические споры и просто исполнили предписание в день его получения».
- «В январе немного ошиблись в статистической отчетности по форме 251 «структура платежей банка» за четвертый квартал и получили предписание к исправлению и штраф 30 тыс. рублей — тоже, понятно, сразу поправили отчет и переотправили в Банк России».
- «В среду, 14 апреля, получили предписание об ограничении суммы продажи иностранной валюты до определенной суммы в месяц (снижение от текущих объемов примерно на 30%). В четверг отправили ответ, что предписание будет исполнено, и дополнительно проинформировали регулятора, что банк меняет бизнес-модель и исключает обмен валюты из основных операций, закрывает 10 офисов, которые специализировались на обмене валюты, и прочие мероприятия. Но в пятницу получили отзыв лицензии».
Для Павла Ефремова «очевидно, что решение об отзыве было принято заранее, и это предписание об ограничении обмена валюты было нужно исключительно для формальной возможности произвести отзыв и написать в пресс-релизе, что банк якобы имел от регулятора предписания».
Зампред правления банка подчеркнул, что по оценкам самого ЦБ, летом объем сомнительных операций по обмену валюты был примерно 850 млн рублей в месяц, осенью — на уровне 400 млн рублей, в феврале — всего каких-то 150 млн рублей. «То есть усилия и успехи банка по борьбе с сомнительными операциями налицо. Но тем не менее отзыв лицензии без предупреждения и без попыток исправить ситуацию», — констатировал Ефремов.
Он считает, что решение ЦБ не связано с борьбой с сомнительными операциями. «Могли формально ввести запрет на обмен валюты через официальное предписание. Но почему-то решили убить весь банк, невзирая на то, что лишают 500 человек рабочих мест, не будет налогов в региональный бюджет, создают проблемы нескольким десяткам тысяч розничных клиентов, несколько тысяч предприятий малого и среднего бизнеса остались без оборотных средств и кто-то явно не сможет пережить этого», — написал зампред правления «Нейвы».
Павел Ефремов также поделился соображениями по поводу реальных причин отзыва лицензии. «Начиная с банального рейдерства в пользу эффективных менеджеров АСВ и заканчивая конспирологией, что таким образом обрубили проект по добавлению в экосистему сервисов для малого и среднего бизнеса одного отечественного ИТ-гиганта банковских услуг — сделка с банком находилась в финальной стадии, и в ближайшее время возник бы реальный конкурент экосистемам госбанков. Узнаем ли мы когда-нибудь правду?» — резюмировал он.
В пятницу, 16 апреля, Центробанк отозвал лицензию у екатеринбургского банка «Нейва». В Банке России заявили, что кредитная организация нарушала законы, регулирующие банковскую деятельность, в том числе в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Также, считают в регуляторе, банк проводил сомнительные операции по продаже наличной иностранной валюты физическим лицам.
Банк занимал 188-е место по объему активов. По данным отчетности банка на 1 марта 2021 года, размер страховой ответственности Агентства по страхованию вкладов (АСВ) предварительно оценивается в объеме 5,6 млрд рублей. В «Нейве» назначили временную администрацию ЦБ, которая будет действовать, пока не утвердят конкурсного управляющего или ликвидатора.