Головокружение от успехов
Перед таким неопределенным 2024-м профильные аналитики давали очень и очень схожие прогнозы. Минэкономразвития ожидало продажи новых легковушек на 2024-й на уровне 1,108 млн шт. Аналитики «Автостата» стелили соломку и давали три прогноза на случай разных поворотов:
- сценарий негативный — ~900 тыс. шт.,
- сценарий умеренный — 1,3 млн шт.,
- сценарий оптимистичный — 1,48 млн шт.
Я лично тяготел к 900 тыс. Это (объективно) тот уровень, который экономика формата иранского способна переварить.
Ошибались первые и вторые. Те и другие. Эти и те. Наши и ваши. «Оптимистичный» автостатовский сценарий оказался почти побит уже к ноябрю.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Окончательные итоги года будем подводить в январе, но уже сейчас видно, что «Позитивный» сценарий будет перекрыт полностью. Как так вышло? При заоблачных ценах, дорожающем утильсборе и все растущих ставках кредитования?
Самый очевидный ответ: мужчины призывного возраста, которые тысячами записываются в добровольцы ежедневно. 2 млн на руки сразу, еще по 210 тыс. каждый месяц — с запасом хватит на белую «Ладу» за 2,3 млн с кредитом под 21,9% годовых.
Точных цифр мы не узнаем, но переоценивать их влияние не стоит. Вряд ли у добровольцев от и до в приоритете непременное обновление автопарка. Вклад их есть. Наверняка весомый. Но не единственный и (думаю) не ключевой. Давайте посмотрим следующий график.
Нюанс
Российский рынок планомерно падал с пиковых значений 2012-го до донных значений 2020-го. К 2024-му отрос немного назад и уровень 2020-го вот-вот перекроет.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
По графику же видно, что даже в смутное время (2020) емкость рынка — порядка 1,5 млн штук. Но в 2022-м случилось серьезное провисание — люди по каким-то причинам не покупали машины, сложился мощный отложенный спрос на 2023 и 2024 годы. Грубо говоря, примерно 860 тыс. человек недокупили машины в 2022-м, но мощно откупили впоследствии и повлияли на результаты двух следующих лет.
Но, помимо отложенного, есть очевидный опережающий спрос. До покупателей дошло, что сегодня как-то тревожно, завтра — совсем не очень, а послезавтра будет вообще не фантастически. И машину любой ценой надо взять здесь и сейчас, ибо сегодня дорого, но завтра еще дороже, а послезавтра вообще втрое подорожает.
Если мои заключения верны и если мы рассмотрим другие стрессовые факторы, то не позднее марта 2025 начнем наблюдать стремительный обвал авторынка и фиксировать даже не дву-, а трехзначные цифры падения. Что-то вроде «…в июле продажи оказались на 130% ниже, чем в аналогичный период годом ранее».
Что за «стрессовые факторы». Во-первых, ключевая ставка и фактически заградительные кредиты. Во-вторых, ослабление рубля что к доллару (которому недолго осталось), что к юаню — отсюда неминуемый рост цен. Третий момент — ползучая индексация утильсбора, который в октябре 2024 уже проиндексировали с 300 600 до 556 200 ₽, а с января проиндексируют «на бис» — до 667 400 ₽. И потом еще каждый год будут индексировать. Что также неминуемо скажется на конечных ценах.
А ведь ЦБ РФ тоже умеет выступать на бис и вполне может приобуздать инфляцию очередным повышением ключевой ставки. Уже сегодня в автосалонах кредиты дают, например, под 25,5%. С дальнейшим ростом — это все 30%. Последний раз такие ставки были в январе-феврале 1998-го. Всего в 1998-м в России было продано (по разным оценкам — вдумчиво тогда еще не считали) 769,8 тыс. автомобилей. Учитывая, что
- ...утильсбор растет, рубль — нет, машины дорожают;
- ...кредиты уже околозаградительные, а могут стать совсем заградительными;
- ...отложенный и опережающий спрос где-то да исчерпается,
в наступающем 2025-м мы вполне можем сходить на уровень 1998-го. Да там и остаться — с такими ставками, «утилями» и белыми «Ладами» по два триста.