Про бытовую технику не знаю, но автомобили в планируемой ОЭЗ китайские вендоры не будут производить точно. И вообще никакие вендоры не будут. Из осени’23 уверен в этом на 99,999% (а я в своих уверенностях пока, увы, ни разу не ошибся).
Во-первых. После отхода западных и восточных партнеров на более выгодные рубежи по всей стране стоят бесхозные, ничейные заводы. У кого-то сменились собственники, кто-то (как Hyundai) не говорит ни «да», ни «нет». В любом случае городить какой-то новый огород на каком-то Среднем Урале совершенно незачем и некому: в любой момент можно зайти на готовую инфраструктуру в Тольятти, Ижевске, Елабуге, Петербурге, Москве, Калуге. Цена ей — грош, даже если что-то еще стоит ненационализированное.
Отсюда вытекает второй момент: даже с такими вводными (пустые заводы на 3+ млн шт. продукции) за минувшие полтора года никто из дорогих восточных партнеров всерьез ничего не начал. Да, на готовой инфраструктуре. Даже исторический визит товарища Си не сдвинул тектонические плиты.
Фото: архив 66.RU |
---|
Завод Lada в Ижевске. Простаивает. |
Есть отдельные опыты по переклейке шильдиков с малопонятных китайских на понятный «Москвич», но в целом «индустрией» тут не пахнет. Самый крупный индустриальный проект — калининградский Автотор с отверточной сборкой целой россыпи брендов. Но и те — из числа аутсайдеров домашнего рынка и по принципу «лишь бы чем занять конвейер». Покупать это пока никто не разбежался, заводские склады то и дело забиты неликвидом.
В этом месте мы еще раз проговорим и зафиксируем два момента:
- в стране готова огромная и совершенно пустая автопромышленная инфраструктура;
- никто из китайских товарищей ею всерьез не интересуется.
И вы реально думаете, что заинтересуются, когда появится еще одна (на сей раз — пустая) ОЭЗ? Следующий и уже не риторический вопрос — а почему не интересуются?
Ответ может затянуться.
Фото: архив 66.RU |
---|
Завод Nissan в Петербурге. Простаивает. |
На поверхности — боязнь серьезных больших мальчиков попасть под вторичные (третичные) санкции еще более серьезных мальчиков. Подставлять шею из-за сотрудничества с маленьким (и продолжающим сжиматься) токсичным российским рынком не будет никакое Chery, Geely и иже с ними.
Чуть менее на поверхности — тонкая восточная душа и подход к работе. Понять которые проще всего на антитезе — противопоставлении — с подходом к работе западной души.
Англосаксонскому (римскому, византийскому, etc.) капитализму не одна тысяча лет. Он простой, понятный и сводится к догмам Тони Роббинса вида «Ты мне — я тебе», «Нормально сделал — нормально будет», «Как потопал — так полопал». А самое главное: западный капитализм — это всегда история фамильная, династийная, поколенческая. В конечном счете мы покупаем автомобили и запчасти не у российских юрлиц, а у семейств Пиехов-Порше, Форда, Боша, Сименса, Ситроена и т. п.
Фото: архив 66.RU |
---|
Завод Volkswagen в Калуге. Простаивает. |
Фамильный, династийный принцип западного капитализма предполагает (взаимовыгодную) дружбу семьями на протяжении поколений. Никто не хочет в здравом уме впарить мне один раз Volkswagen. Семье Пиехов-Порше интересно посадить на Volkswagen меня, после — моего сына, и сделать все возможное, чтобы мой сын помог сесть на Volkswagen своему сыну (или дочке).
Поэтому когда Volkswagen приходит в Россию, самое главное — он не просто зарывает в землю какие-то деньги, он устанавливает династийную связь российской земли с династией Пиехов-Порше.
А теперь, значит, подход к работе восточный и его философия. Я знать не знаю, какая там философия — в хитросплетениях Сунь Цзы пусть востоковеды разбираются. Но вот подход к работе у них диаметрально противоположный.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Линия Skoda на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Простаивает. |
Например, Renault и Volkswagen заключали с дилерами на местах договоры сразу на 4–5–6 лет. При подготовке этого текста я уточнил, оказалось правдой: новоприбывшие китайские импортеры заключают с дилерами на местах годовые контракты. Что как бы намекает нам на горизонт планирования восточных партнеров.
Все вместе, в свою очередь, подводит меня к простым выводам, главный из которых — никто из китайского автобизнеса и не думает начинать здесь всерьез. Восточный товарищ посмотрел на происходящее и смекнул:
«У большой северный сосед Иван — проблем. Надо успеть большой сосед Иван сбагрить побольше второй сорт не брак продукция в обмен на нефритовый залежь и дешевый газ. Помогать сосед Иван строить автомобильный промышленность — не надо, надо успевать в момент сорвать барыш. Инвестировать в сосед Иван не будем: глупый германский лаовай уже инвестировать в Иван два миллиард европейский деньги — назад лаовай получить сто с небольшим миллион. Не надо в такой инвестиционный погода ходить, надо Иван-дурак побольше Джак-Коренной-Москва-Житель напихать. Нормально торговать с товарищ Неуловимый Джо надо. А злить товарищ Неуловимый Джо — не надо. Не будем ходить в Катеринагород Свердловск Провинция, там нет нефритовый прибыль. Но бакшиш будут предлагать — надо взять».
Фото: фирмы-производителя |
---|
Завод Renault в Москве. Там приклеивают шильдики к китайским JAC. |