Причем к соседям идут бренды китайские. Которые на площадки в РФ, оставленные западными инвесторами, не разбежались. Но надо коротко напомнить контекст:
- за четверть века в РФ образовался самый мощный автопром Восточной Европы с потенциалом выпуска 3 млн шт. ежегодно (Чехия — ~1 млн, Турция — ~1,5 млн);
- что-то случилось, и после февраля’22 весь автопром отсюда встал и вышел, побросав производственные мощности;
- пустующие площади на выпуск 3 млн шт. ежегодно загружаются в лучшем случае мебельными цехами, в худшем — там переклеивают шильдики с JAC на «Москвич» и с FAW на Lada;
- ни один крупный китайский вендор с инвестициями и производством не пришел.
А теперь смотрим на соседей и загибаем пальцы.
Казахстан
В портфеле локального завода «Аллюр» aka «СарыаркаАвтоПром» и без того были Chevrolet, KIA, JAC и Lada. Да, местами там все ушло недалеко от переклейки шильдиков (см. т. н. «Москвич»). Но т. н. «Москвич» — это только JAC на сборочной линии, а Allur — целый портфель брендов. К которому вскоре добавится флагманский китайский Hongqi — бренд, на котором ездит товарищ Си и другие товарищи из компартии.
Сборку Hongqi наладят в Костанае, и Allur станет первым зарубежным производственным партнером китайского флагмана. А как же простаивающий завод Mercedes в Подмосковье, куда сватали Hongqi? Кроме мартовских слухов — никакой конкретики. В отличие от официальной конкретики про Костанай.
Фото: фирмы-производителя, архив 66.RU |
---|
Хитовый Chevrolet Onix крупными узлами тоже собирают в Казахстане. Это часть проекта по созданию Великого Тюркского Автопрома. |
«Аллюром» казахский автопром не ограничивается. Сборочная площадка Orbis Kazakhstan подписала лицензионное соглашение с премиальной «дочкой» Chery, EXEED, на сборку их автомобилей. Под EXEED в индустриальной зоне Алматы возведут завод на 80 000 штук ежегодно. В проект уже вложено 72 млрд тенге, обещают трудоустроить 1500 человек.
Фото: фирмы-производителя, архив 66.RU |
---|
Подписание соглашения между Orbis и EXEED во время государственного визита президента Казахстана Касыма-Жомарта Кемелевича Токаева в КНР |
Новый завод будет выпускать три модели EXEED: VX, LX, TXL. Причем обещают не переклеивать шильдики, а варить и красить кузова — то есть собирать по полному циклу.
И это явно не последние новости из Казахстана. Президент, Касым-Жомарт Кемелевич, твердо настроен автомобилестроительный кластер расширять и вообще грезит о промышленной кооперации «КНР — Центральная Азия», поэтому зазывает китайские компании строить все новые и новые промышленные кластеры.
И, как видим, им это удается. Из ближайших планов — сборка Haval, Chery и Changan на мощностях «Астаны-моторс» на новой площадке. Планируемая дата окончания строительства — конец 2024 года, пилотная сборка — уже в I квартале 2025.
Фото: фирмы-производителя, архив 66.RU |
---|
Символический старт строительства мультибрендового завода в Алматы |
Беларусь
В Беларуси с автопромом исторически чуть хуже, чем даже у Казахстана. Есть «Белджи», который собирает, собственно, «Джили». И будет собирать кое-что еще. Видимо, Александр Григорьевич результативно съездил весной в Китай, и «Белджи» готовится к производству «автомобилей высшего уровня», на которых ездила белорусская делегация в ходе визита в КНР.
А что за «автомобили высшего уровня» для делегаций? Hongqi. Сроки туманные, но все идет к тому, что «Белджи» может стать вторым технологическим партнером Hongqi за пределами Китая наряду с казахстанским «Allur».
Фото: фирмы-производителя, архив 66.RU |
---|
Пустующая площадка Mercedes в подмосковном Есипово в этот момент |
Одной сборкой (сначала отвертками, потом — по полному циклу) Hongqi белорусский сосед не ограничится: во весь голос идут разговоры о создании «национального белорусского электромобиля». И это не то же самое, что «первый российский электромобиль»: тут речь идет о более глубокой инженерной проработке. Судя по всему, белорусы купят у Geely платформу популярного Coolray и сделают на его базе электромобиль (пока что Coolray — чисто бензиновый).
Фото: фирмы-производителя, архив 66.RU |
---|
Завод «Белджи» |
На пустующие российские площадки Geely ни с Coolray, ни с чем-то еще не пришла. Как не пришли EXEED, Changan, Hongqi и другие топы КНР. И правда: зачем им простаивающие готовые площади, когда можно построить с нуля в Казахстане?..