Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как автомобиль из «средства передвижения» обратно стал «роскошью». Три понятных графика

1 января 2023, 14:10
Как автомобиль из «средства передвижения» обратно стал «роскошью». Три понятных графика
Фото: архив 66.RU
Из чего-то привычного, естественного и понятного (вроде чайника) автомобиль для россиян стремительно превратился в нечто эфемерное, желанное, но недоступное.

Историкам будет очень легко найти точку, после которой многое повалилось и обратно не отросло: это 2012-й. С ускорением в 2014-м и полным крахом в 2022-м. Удобно считать и запоминать: от полного величия до полного разгрома — круглая цифра в 10 лет.

На авторынке — точно.

2012-й мы заканчивали с рекордными 2,75 млн проданных штук. То есть российский авторынок почти догнал главный рынок ЕС — германский — с его 3,15 млн шт. Оставалось еще чуть-чуть, и безоговорочный лидер был бы повержен. Но случилось иначе. Десять лет спустя мы рискуем не дотянуть даже до миллиона: 11 месяцев 2022-го — это пока 558 314 шт., и это в 4,9 раза меньше, чем на пике мощи российских автопрома и рынка. Вряд ли декабрь даст мощный прирост, по году будет продано в идеале 650 — 700 тыс. шт., то есть закончим даже хуже Ирана, в котором по ~ 800 000 пусть плохоньких, но легковушек, ежегодно расходится.

Автомобили с того же 2012-го в среднем подорожали в 2,46 раза. Правда, и реальные доходы, если верить Росстату, выросли примерно на те же значения — со средних по стране 26 629 ₽ в 2012-м до 54 438 ₽ в 2021-м. Но те и другие цифры в такой большой стране с таким неровным распределением всего вряд ли показательны: электрик из Шуи и вахтовик из Нягани — это все вот в этом «среднем».

Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Да и «средневзвешенная» цена легковушки — тоже лукавая цифра, в которой учтены и Lifan снизу, и Lamborghini сверху. Куда проще примерить на себя, если посмотреть, как подорожали бестселлеры (и сопоставить с ростом своих доходов за то же время). Но и тут в лоб сравнивать не всегда корректно: меняются поколения, технологии, комплектации. И, допустим, Solaris сегодня и Solaris прежний — несопоставимые вещи в виду разного наполнения. Но тут 2022-й порешал за нас и все упростил: на рынке из новых отечественных остались только посконные «Гранта», «Нива» да «бобик» — UAZ Hutner. Они, конечно, тоже за 10 лет технически поменялись, но в 2022-м — в обратную сторону. Был, допустим, у Patriot эльзасский автомат, да сплыл. И моторы им вернули проверенные, заволжские, под «Евро-0». А что стало после такого «обратного апгрейда» с ценами?

Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Ну и самая показательная цифра: коллеги из ТГ-канала «ECWORLD: экономика, прогнозы» разглядели, что если сводить все к квадратным метрам, то автомобили в 2022-м стали стоить значительно дороже недвижимости:

  • фактическая (по сделкам) средняя стоимость метра жилплощади, по оценке «Сбериндекса», — это 134 000 ₽;
  • в случае с площадью легковушки получится 286 000 ₽ за «квадрат».
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Только в квартире вы будете жить лет 15–30, а новая легковушка лет через 5 начнет просить вложений, через 10 — ездить преимущественно на вас, через 15 не каждый сервис за нее возьмется, а 30-летних я что-то на улицах вообще не наблюдаю.