Законопроект, принятый в первом чтении, предполагает введение штрафов за передачу заказов водителям, которые не имеют права осуществлять перевозки. За это нарушение сумма штрафа для граждан составит от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, для должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, для юридических — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
Если в течение года агрегатор вновь допустил такое правонарушение, повторный штраф для граждан составит от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юрлиц — от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.
Как сообщают «Известия» со ссылкой на независимого эксперта транспортной отрасли Алексея Тузова, повышенные штрафы могут привести к резкому сокращению числа трудоустроенных в сфере такси. Как говорит гендиректор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев, четверо из пяти таксистов в стране работают без лицензии. Он объяснил это высокой ценой ОСАГО на пассажирские перевозки (от 40 до 150 тыс. рублей в зависимости от региона), а также частыми отказами страховых компаний в выдаче полиса таксистам. Таким образом, только один водитель из пяти будет иметь право брать заказы с осени 2023 года.
Новый закон также может привести к увеличению операционных расходов водителей и агрегаторов такси. В частности, это связано с ростом стоимости страхования и эксплуатации автомобилей. Возможно, агрегаторы начнут требовать от водителей наличия дополнительных страховок или сертификатов, что также увеличит операционные расходы, предполагает гендиректор компании «Эксперты бизнес-планирования» Николай Журавлев.
Эксперты прогнозируют, что в случае введения новых штрафов рынок может сократиться. Для потребителей это означает, что поездки станут безопаснее, но при этом — в несколько раз дороже. С начала года перевозчики уже повысили тарифы в такси на 10–30%
По оценкам Николая Журавлева, в течение года стоимость поездок в такси может вырасти на 10–20%. Однако точные цифры будут зависеть от многих факторов, включая динамику стоимости страхования и других расходов, связанных с эксплуатацией автомобилей.
- Официально новый закон продвигали с формулировкой «сделать перевозки безопасными». Согласно нововведениям, с сентября водителей обяжут проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, а также ежедневно проверять техническое состояние автомобиля. Также в такси нельзя будет работать людям с судимостью и имеющим несколько непогашенных административных штрафов за нарушение ПДД. Сообщество восприняло это негативно.
- «Давайте попросим регуляторов на первом этапе лояльно относиться к нарушениям. Иначе мы дойдем до того, что люди просто встанут на уши, и закончим забастовками таксистов», — предложил первый заместитель председателя комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев.
- Директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин ранее говорил, что новый закон «загубит отрасль», так как прописанные в документе требования невозможно выполнить из-за нехватки пунктов медицинского и техосмотра в регионе. Замначальника отдела надзорной деятельности УГИБДД по Свердловской области Александр Порубенко заявил, что благодаря изменениям в стране «легализуют серый сектор этого рынка».
- Совет Федерации на заседании 21 июня одобрил закон об обязательном страховании пассажиров легковых такси. Закон предусматривает, что юридические или физические лица, а также индивидуальные предприниматели, получившие разрешение на перевозку легковым такси, не смогут заниматься этой деятельностью до момента, пока не застрахуют свою ответственность минимум на 2,025 млн рублей за причинение вреда жизни каждому пассажиру.
- Кроме этого, сервисы такси теперь обязаны передавать ФСБ данные о поездках и пассажирах.