Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Будем ловить машину с руки»: агрегатор такси заявил, что новый закон поднимет цены на поездки в пять раз

29 марта 2023, 17:06
По прогнозам директора службы заказа такси «Максим» Максима Шушарина, из-за требований нового закона с рынка уйдет большое количество контролируемых агрегаторами перевозчиков. Страна, по его словам, вернется в те времена, когда такси ловили «с руки».

Согласно новведениям в законе о такси, с сентября самозанятые без регистрации ИП смогут получать бесплатное разрешение на легальную работу. Выдать его должны будут в течение 5 дней с момента подачи заявления. Водителей обяжут проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, а также ежедневно проверять техническое состояние автомобиля.

Также в такси нельзя будет работать людям с судимостью и имеющим несколько непогашенных административных штрафов за нарушение ПДД.

Замначальника отдела надзорной деятельности УГИБДД по Свердловской области Александр Порубенко заявил, что благодаря изменениям в стране «легализуют серый сектор этого рынка». Главная цель нового законопроекта — сделать перевозки в такси безопасными.

По данным замначальника отдела надзорной деятельности УГИБДД по Свердловской области Александра Порубенко, в 2022 году в регионе случилось 58 ДТП по вине водителей такси (5 человек погибли, 82 ранены). Из 58 автомобилей, попавших в аварию, 48 эксплуатировались без разрешения. Кроме того, 11 водителей-мигрантов не имели прав, а 1 водитель был в наркотическом опьянении.

«У нас сегодня 70% водителей — нелегалы, они находятся в тени. Закон должен переломить эту систему. У нас практически не проводится техконтроль автомобилей. То, что происходит сейчас в этой отрасли, — полная бесконтрольность. Такси водят все, кроме профессионалов», — заявил он.

С Александром Порубенко не согласился директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин. Он уверяет, что аварийность в сфере такси «гипертрофированно завышена»: «У нас по итогам года более 4 млн перевозок и 1 ДТП с пострадавшим. Вы выдумываете способы решения выдуманных же проблем».

По словам Шушарина, новый закон «загубит отрасль». Он уверен, что прописанные в документе требования невозможно выполнить из-за нехватки пунктов медицинского и техосмотра в регионе. Еще одна проблема — самозанятые должны выполнять заказы только в тех городах и поселках, где работает агрегатор. Но дело в том, что агрегаторов такси нет в 2/3 населенных пунктов России.

«Мы тащим пережитки 1960–1980 годов в век будущий. Выдача путевых листов таксистам осталась только в четырех странах постсоветского пространства <…> Мы 1 сентября проснемся в новой реальности: не будет ни «Яндекса», ни такси «Максим». Мы вернется к тому, что снова будем ловить такси с руки», — добавил Шушарин.

Представитель общественного совета по развитию такси в УрФО Владимир Герасименко считает, что благодаря тому, что агрегаторы такси теперь не смогут передавать данные о клиентах нелегальным таксистам, «на рынок вернутся профессионалы».

В пик, по словам Максима Шушарина, на работу в Екатеринбурге ежесуточно выходят 100 тыс. водителей. При этом, по официальным данным, в реестре зарегистрировано только 5–6 тыс. разрешений на работу в такси. И после вступления закона в силу водителям с уже выданными разрешениями первое время придется брать нагрузку на себя.

Кроме того, новые траты (на получение полиса ОСАГО, на прохождение медосмотров и техосмотров) и уход с рынка большого количества самозанятых, по прогнозам экспертов, приведут к увеличению цены поездки в четыре-пять раз.

«Сейчас 90% перевозчиков работают без разрешений, мы их отключаем — нагрузка падает на оставшихся, города просто встанут. Стоимость должна увеличиться в 4-5 раз, рынок схлопнется примерно на 40%. А время ожидания должно увеличиться тоже в пять раз. Объясню, даже если мы всех водителей обяжем проходить тех и мед осмотры, для них это экономически невыгодно, так как траты ежесуточно на медосмотры будут превышать их ежедневную выручку. Мы снова придем к тому, что услуга станет элитарной», — добавил Шушарин.

Для решения проблемы он предложил наладить взаимодействие с государством, чтобы службам такси без проблем давали доступ к реестрам, где содержится информация о водителях и они бы сами проверяли, есть ли у человек права, судимость и состоит ли он на учете в психдиспансере.

«Да, придется пережить определенные неудобства. Но в итоге ситуация стабилизируется и рынок станет неким симбиозом интересов государства и бизнеса», — завершил спор представитель общественного совета по развитию такси в УрФО Владимир Герасименко.

Корреспондент 66.RU отправил запрос в пресс-службу «Яндекс.Такси», чтобы узнать позицию сервиса по поводу принятых нововведений. Когда ответ поступит в редакцию, мы опубликуем его.

В середине марта Объединение самозанятых России направило обращение к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву. В нем говорилось о трудностях исполнения в регионе нового закона о такси и легализации самозанятых водителей.

Тогда в минтрансе Свердловской области корреспонденту 66.RU рассказали, что готовят встречу с Объединением самозанятых России. Кроме того, сейчас в профильном министерстве уточняют реестры организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, и операторов техосмотра.