В России с января по июль этого года на 66% выросло количество ДТП с участием электросамокатчиков и в четыре раза стало больше погибших. По данным пресс-центра МВД РФ, опубликованным ТАСС, всего за этот период в стране зафиксировали 266 ДТП (в 2020 году было 160 случаев), 38 таких аварий произошли с детьми (их количество выросло с 21 до 38).
За последние семь месяцев в ДТП с электросамокатами погибли восемь человек (один из них — ребенок), пострадали — 275 (39 из них — дети). Лидерами по количеству аварий с электросамокатами стали Санкт-Петербург (58 случаев), Москва (55 случаев), Краснодарский край (21 случай), Татарстан (12 случаев) и Подмосковье (11 случаев).
Весной этого года в регионах России начали вводить ограничения для самокатов. Самые жесткие — в Санкт-Петербурге и Москве.
В Екатеринбурге с 27 мая действующие в городе сервисы кикшеринга начали ограничивать скорость движения на электросамокатах с 25 км/час до 15 км/час в пешеходных зонах и парках.
2 сентября мэр города Алексей Орлов анонсировал еще пару ограничений для этого вида транспорта — разметка на тротуарах и дорожные знаки. «Мы обследовали несколько десятков улиц и определили возможные места организации выделенных велодорожек. Будем в качестве эксперимента наносить дорожную разметку, разделяя пешеходное и велосипедное движение, устанавливать дорожные знаки. Также в этом сезоне появятся зоны виртуальной парковки», — писал он на личной странице в Instagram.
В администрации города пока не уточнили, на каких участках планируется сделать такую разметку.
В Санкт-Петербурге в июне после нескольких резонансных ДТП и заведенных в связи с ними уголовных дел, на сутки полностью запрещали пользоваться электросамокатами. Позже для людей, передвигающихся на них, установили предельную скорость в 20 км/ч, на тротуарах — 15 км/ч. В центре города в рамках соглашения с транспортным комитетов появились «запретные зоны», где кататься на электросамокатах полностью запрещено: на Невском проспекте, Адмиралтейском проспекте, Дворцовой площади, Сенатской площади, Большой Конюшенной улице, Малой и Большой Морской улицах, Английской и Дворцовой набережных.
В перечне ограничений также — территории вблизи основных достопримечательностей. В ближайшее время в этом городе собираются запретить пользоваться шерингом людям до 18 лет, пьяным и ездить вдвоем на одном электросамокате. Оставлять самокаты нельзя на тротуарах у метро и ближе 15 метров от остановок общественного транспорта.
В Москве вблизи парков можно ездить только со скоростью до 15 км/ч, на тротуарах скорость должна приравниваться к пешеходной. Всего в городе 50 «медленных зон». Власти также запретили несовершеннолетним и людям в нетрезвом состоянии арендовать электросамокаты. Крупным операторам в столице разрешили иметь в парке не более 10 тысяч самокатов, 30% из них должны находиться в пределах Садового кольца, еще 30% — между Садовым кольцом и ТТК, а 40% — за его пределами. На одной парковке можно размещать не больше шести самокатов каждого оператора в радиусе 10 метров.
Что касается Краснодарского края, то там, помимо решения об ограничении скорости в зависимости от районов, например, мэрия Геленджика, полностью освободила от этого транспорта набережную курорта. В Новороссийске на набережной работают специальные патрули, которые следят за электросамокатчиками. Также в этом регионе разработали регламент обустройства станций проката, чтобы самокаты «не валялись где попало».
В Казани кататься на электросамокатах нельзя до 16 лет и нетрезвым людям, в 60 зонах города установлено ограничение скорости до 10–15 км/час, ликвидировано 16 участков, где парковка самокатов не соответствовала правилам дорожного движения и правилам благоустройства. На 9 участках улично-дорожной сети установлен полный запрет на такую езду, в том числе — вблизи Казанского кремля.
- Статус «средств индивидуальной мобильности» (в эту категорию входят и электросамокаты) все еще не определен и не закреплен в специальном законе. Министерство транспорта еще занимается разработкой такого проекта и пока не презентовало его.
- Еще в 2019 году Минтранс предложил ввести специальный термин — «средство индивидуальной мобильности». В 2020 году в МВД пояснили, что мощные электросамокаты с двигателем на 250 Ватт приравниваются к мопеду и на них нужны права категории М. В мае 2021 года информацию о необходимом ограничении скорости этого вида транспорта начали обсуждать в Совфеде и Совете по правам человека при президенте. Специалисты считают, что нужно ввести отдельную главу в ПДД для электросамокатов.