Направления
Ехать на машине из России — мучительно. Особенно если не из Москвы и Питера, максимум — из Нижнего Новгорода. Во всех остальных случаях только дорога до границы займет пару дней. Ну, или полтора, если у вас каменный зад, питаетесь вы исключительно на ходу и из машины можете вообще не выходить.
Фото: архив 66.RU |
---|
В остальных случаях
- Казань – Беларусь (наше окно в Европу) — 1200—1300 км;
- Екатеринбург – Беларусь — 2200 км
- Самара – Грузия — 1600 км
Ну и так далее.
Так что если вы не из Москвы и у вас не безлимитный отпуск, то до морских берегов вы вряд ли доедете — просто времени не хватит. Но даже если временем особо не ограничены, то и без того далекая от нас Италия фактически закрыта, Франция с Испанией еще на несколько тысяч километров дальше. Остается что поближе: Грузия, Турция, Болгария, Румыния (да, там есть море), Черногория, Греция.
Грузия
Горячо любимый россиянами Батуми будет только рад, если после прошлогодних неурядиц его берега снова заполонят туристы. А туристы будут только рады, потому что дорога туда относительно простая и близкая. Всего-то надо доехать по трассе «Кавказ» до Верхнего Ларса и пройти границу.
Фото: архив 66.RU |
---|
В успешные сезоны (с хорошим турпотоком) постоять там можно было и 12, и 20 часов. Судя по отзывам тех, кто ездил в прошлом году, время «стояния» сократилось до часа-двух. В самой Грузии придется попетлять по Военно-грузинской дороге, затем часть пути пойдет по вполне непозорной автомагистрали.
Фото: архив 66.RU |
---|
С каменным задом и спичками в глазах с Урала доехать можно в три захода в среднем по 1 000± км каждый:
- до Самары (1 000 км ровно);
- от Самары до Верхнего Ларса (1 600 км);
- от Верхнего Ларса до Батуми (500 км)/
До границы или около нее придется купить местную ОСАГО для автомобиля, потому что привычная «зеленая карта» там не действует. На легковушку стоит эта страховка 30 лари/760 рублей на 15 дней.
Фото: архив 66.RU |
---|
Деньги лучше поменять заранее и наличные: с безналом дела обстоят так себе, рубли как бы не в ходу, но если очень попросить, то могут и принять — я так расплачивался в двух горных кафешках близ Тбилиси. Но это скорее исключение.
Фото: архив 66.RU |
---|
Если же вы готовы ехать дальше, то пара километров от Батуми — и начинается
Турция
Но не та Турция, где «Natasha», ол-инклюзив и Средиземное море, а та, где порты, логистические центры, промышленность и море Черное.
Фото: архив 66.RU |
---|
Совершенно некуророртная зона, где, конечно, есть отели и даже какие-то пляжи, но удовольствия от купания получите примерно как от Шарташа.
Фото: архив 66.RU |
---|
Так что останавливаться в Северной Турции не стоит, да и незачем, а до любимых россиянами Сиде и Антальи еще добрая 1300—1400 км. И лучше ехать длинным путем, большая часть которого проходит по федеральной трассе Е70: шикарная многополоска, темп передвижения по которой будет куда выше, чем если поехать в сторону Антальи через всю страну напрямую. Будет короче, но дольше.
Фото: архив 66.RU |
---|
Магистрали в Турции платные, система учета чудовищно мудреная. Если максимально коротко, то надо купить за 35 лир специальный стикер и наклеить его на лобовое. На счете по умолчанию останется 30 лир, из которых будет списываться такса за проезд по платным участкам каждый раз при пересечении барьеров на магистралях.
Фото: архив 66.RU |
---|
Стикер надумаешься найти (продаются на почте в светлое время суток в будни), понятного прайс-листа нет. Все магистрали поделены на зоны по 80–400 км, каждая сколько-то стоит, за проезд без оплаты штраф х11 к стоимости тарифа, тарифы только на сайте и на турецком — все очень просто и удобно, все для людей.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Наглядная, ясная и понятная карта тарификации дорог близ Стамбула. Кому интересно разобраться, вот две ссылки: раз и два |
Но я по-турецки не разумею, так что последний раз среди ночи не нашел почту со стикером и просто проехал всю Турцию насквозь бесплатно, на границе штрафа не получил ¯\_(ツ)_/¯
Фото: архив 66.RU |
---|
Еще из турецких головняков — двойной штамп на границе: один на человека, один на машину. Въехать на машине и улететь на самолете не получится — пограничник в аэропорту развернет. Так что если пересекаем границу Турции на машине первый раз, на ней же надо пересечь во второй.
Фото: архив 66.RU |
---|
Хорошо, что такой головной боли с оплатой дорожных сборов нам не подкидывает
Болгария
На границе — как повезет. Можно и за 40 минут проскочить, можно и на 4-5 часов застрять. Ехать лучше посреди недели: на выходные болгары массово едут за дешевыми товарами в Турцию, стоит учитывать.
Фото: 66.RU |
---|
На въезде в Болгарию надо просто купить виньетку — стикер оплаты дорожного сбора:
- 10 лев / €5 на уикенд;
- 15 лв / €7,5 евро на неделю;
- 30 лв / €15 евро на месяц
Фото: 66.RU |
---|
Там, как и в Турции (и в отличие от Грузии) действует наша «Зеленая карта» — ОСАГО для выезжающих за рубеж. По актуальному тарифу (с 15.03.20) страховка легковушки
- на 15 дней обойдется в 2700 руб.;
- на месяц — в 5160 руб.;
- на два месяца — в 9590 руб.
Подробнее об отдыхе в Болгарии я рассказывал отдельно, не вижу смысла повторять — все в красивых картинках и деталях есть тут:
Но после Турции можно двинуть не только в Болгарию. На выбор есть Румыния и Черногория. Правда, то и другое советовать трудно. О курортах Румынии, если честно, я осведомлен не очень — знаю только, что они есть, пусть и в небольшом количестве. Зато знаю, что сама Румыния — это очень много цыган в повозках, навоза, узких горных дорог с невысоким темпом передвижения. В общем, сомнительное такое направление.
Что до Черногории своим ходом, то это для совсем усидчивых. Придется пересекать насквозь Болгарию и Сербию. Это долго, но хотя бы по хорошим платным магистралям с лимитом до 130 км/ч.
А вот после пересечении сербо-черногорской границы надо быть готовым к крученым серпантинам, средняя скорость на которых едва ли превысит 40–50 км/ч.
Фото: архив 66.RU |
---|
В итоге финальная часть путешествия — от Сербии до моря — может занять целый день, хотя ехать километров 300.
В Сербии и Черногории нет заморочек с оплатой магистралей: в первом случае просто платишь отдельно за каждый участок, во втором — не платишь ничего, дороги в Черногории бесплатные, кроме одного отрезка где-то возле столицы, Подгорицы.
Фото: архив 66.RU |
---|
Ехать к морю можно и через Восточную Европу
Шикарный вариант для счастливых обладателей «длинных «Шенгенов». Держим курс на Москву, оттуда по платнику на Беларусь, далее, как по мне, лучше уйти в сторону Варшавы — там хотя бы магистрали. Можно и по проселкам, но опять на скорости 50 км/ч.
Фото: архив 66.RU |
---|
Дороги платные, но тарификация простая и понятная — тут вам не Турция. В Польше, например, проезд по платникам стоит от 9 до 80 злотых, которые вносятся при выезде или въезде на означенный участок.
Фото: фирмы-производителя |
---|
В Чехии не сложнее — надо купить виньетку и наклеить на ветровое стекло.
- 10 дней — 310 крон/995 руб.
- месяц — 440 крон/1 413 руб.
- год — 1500 крон/4 818 руб.
Фото: архив 66.RU |
---|
Аналогично в Венгрии: виньетка приобретается до выезда на платные участки и клеится на лобовое стекло. За легковушку в 2020-м придется заплатить
- 10 дней — 3500 форинтов / 853 рубля;
- месяц — 4780 форинтов / 1165 руб.:
- год — 42 980 форинтов / 10 484 руб.
Фото: архив 66.RU |
---|
Если двигать таким образом к Болгарии/Греции/Румынии/Черногории, получится едва ли короче (все равно 4-5 тыс. км), но во многом проще. И магистрали есть хорошие, и с их оплатой никаких заморочек, и страховка наша действует. Из минусов — дороговизна там, где можешь не ждать. Парковка главным образом. Если притормозить в Грузии и Турции, этого не заметишь, но в Чехии я натыкался на моменты, когда паркоместо на ночь стоило дороже койкоместа. Стоит об этом помнить, если едешь через Восточную и Западную Европу.
Фото: архив 66.RU |
---|
На машине в Европу: траты
Если вы дочитали до этого места, то уже, наверное, поняли, что путешествовать на машине далеко от дома
- не так и дешево;
- сильно замороченно.
Фото: архив 66.RU |
---|
Отправляясь в путь, надо держать в уме траты на
- страховку «зеленая карта» (от 2700);
- топливо (от 25 000 руб. в одну сторону);
- ночевки (от €30);
- дорожные сборы (от 1 000 руб. за две недели отпуска в одной стране).
Таким образом, поездка в условную Румынию/Болгарию на пару недель обойдется на круг в 70 000± рублей, в Черногорию/Хорватию через Восточную Европу — на 2–5 тыс. дороже.
И это только дорога, без трат в пути и на месте.
Фото: архив 66.RU |
---|
На семью из четырех человек может выйти дешевле путевок/перелетов, но ненамного. А если держать в памяти 4-5 дней безостановочного пути, то удорожание билетов на 12% уже не кажется таким чтобы критичным.
Лишь бы границы не закрыли.
Фото: архив 66.RU |
---|