Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Когда нет денег на Челябинск: идея бюджетного трипа в Европу

10 января 2018, 17:30
инструкция
Когда нет денег на Челябинск: идея бюджетного трипа в Европу
Фото: 66.RU
Отправляясь в Сербию, я ожидал повсеместного колхоза с оплатой налом, языковым барьером и стремными дорогами. По факту две недели я платил безналом, свободно общался и ездил преимущественно по хайвеям. Братская республика вообще умеет удивлять. Правда, не всегда так приятно.
Фото: 66.RU

Если ехать в центр Белграда со стороны аэропорта, трудно пропустить две гнетущие серые громады «Западных ворот». Они, по-моему, — прямо квинтэссенция всех смыслов сербской столицы. С одной стороны — это сошедшая со страниц тоталитарных антиутопий гипертрофированная метафора социмпериализма времен полного застоя с его подавлением личности и желанием удивить весь мир. В то же время в жилой части комплекса воняет визовскими подъездами образца года этак 1997-го. Все потому, что в этом модерновом некогда здании до сих пор пользуются мусоропроводом, и вся нечисть с 35 этажей спускается по трубе.

И вот в Белграде все так: на расстоянии одного квартала можно окунуться в лютую помойку, чтобы тут же вынырнуть в нарядный благоухающий район с прилично одетыми людьми и ровно уложенной брусчаткой.

Фото: 66.RU

Так зачем туда ехать?

За дешевой альтернативой западноевропейским радостям: санкционным продуктам (сыры и хамоны), нормальной выпивке, горнолыжным склонам, термальным куророртам. Лучшей рекомендацией местным красотам может послужить контингент: в Сербию за бюджетным отдыхом массово ездят даже благополучные англичане и швейцарцы.

Фото: 66.RU

Ну, потому что спа-резорты в горах там приличного уровня, а в пересчете на фунты и франки стоят копейки. В пересчете на рубли, впрочем, тоже: шикануть в четырех звездах на Старой Планине — с джакузи и ски-пасом — будет несравнимо дешевле, чем под Челябинском.

Фото: 66.RU

Как добраться?

Самолетом с двумя-тремя пересадками. В сезон, когда есть прямые рейсы до братской Черногории, можно махнуть и с одной — через Подгорицу, оттуда на машине. Не в сезон вариантов ровно два: через Стамбул или Москву. Если планироваться более-менее загодя, то билет на человека выйдет в районе 17 000 рублей. Если впритык, то дешевле 30 000 руб/чел вряд ли получится. Въезд безвизовый — остаться можно на срок до 30 дней. Если после этого домой не захочется (ха, «если»!), то можно попробовать оформить вид на жительство. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Фото: 66.RU

Как перемещаться?

Мы арендовали машину сильно заранее и забирали прямо в порту. О нюансах заграничного проката я рассказывал в отдельном материале, советую перечитать и добавить в закладки — мне в Сербии очень пригодилось. Ценник сильно варьируется от количества дней: самые расхожие варианты стоят от €30 (если брать ненадолго) до €19 (если берешь на неделю и больше). Трехцилиндровая Fabia с детским креслом, «грин картой» для выезда за рубеж и неограниченным пробегом обошлась мне чуть меньше, чем в 300 евро. На бензин (~90 руб/литр) потратил еще примерно столько же.

Фото: 66.RU

Российского бизнеса на Балканах очень много: я встречал «Сбербанк», шоколадки «Аленка», а «Газпром» так там вообще везде. Помимо своей сети АЗС, есть ко-брендинговые с местными партнерами. Российские бонусные карты, конечно, не берут. Судя по снисходительной улыбке кассирши, я не первый, кто ей предлагал

Жителям больших российских городов надо быть готовым к лютому парковочному аду: стоянки повсеместно платные, места в дефиците, а сам Белград очень холмистый, поэтому парковаться часто надо под/в уклон. На первые дни мы арендовали просторные апартаменты в центре, и временами я натурально выл, когда 3,9-метровую машину надо было втиснуть в 4-метровую нишу, еще и вниз под горку.

Фото: 66.RU

Попутно отметил, как мы все разбаловались с этими вот парктрониками по кругу, камерами заднего вида, автопарковщиками и огромными открытыми пространствами бескрайней Руси. Но, оказывается, руки еще помнят, как стартовать задним ходом в горку с ручника, не спалив сцепление… Возле мест массовых скоплений раскиданы общественные платные стоянки, час стоит 100 динаров (~60 руб.).

Фото: 66.RU

Что касается выбора машины, то были сомнения и по части устойчивости на скоростных магистралях, и по части проходимости в горах, и по части вместимости — все-таки хэтч В-класса для трипа по нескольким странам — выбор неочевидный.

Фото: 66.RU

Но топливная экономичность и габариты по озвученным выше причинам перевесили, а во всем остальном Fabia тоже не разочаровала: по сугробам и глине пёрла, что твой БТР, на серпантинах валила, как ее раллийный близнец, а после упаковки всех чемоданов и коляски в багажнике даже место оставалось.

Фото: 66.RU

В общем, могу только еще раз посокрушаться, что россияне любят всякую кроссоверную и седанную ерунду, делая ввоз таких машин неперспективным. Вот их и не возят.

А как там с дорогами?

Очень по-всякому. Между основными населенными пунктами проложены хорошие трассы, многие из которых — платные. Самая дорогая магистраль на моем пути — Белград - Ниш, за проезд по которой отдал аж 400 рублей! За 200 км по гладкому асфальту с отбойником, зонами отдыха и лимитом 120 км/ч — вообще не деньги, как по мне. Тем более, я знаю, что есть альтернатива для мужиков с крепкими нервами.

Фото: 66.RU

Местные серпантины не такие витиеватые, как в соседней Черногории, но целыми днями ездить по ним — то еще испытание для вестибулярки и неплохая проверка водительских навыков. Качество асфальта варьируется от «Новье, только что положили» до «Черт возьми, мы снова на Селькоровской»:

Фото: 66.RU

Пару раз навигатор уводил нас в обход, считая, что по глиняному карьеру с БЕЛАЗами будет быстрее и веселее. Обгонять самосвалы по ступицы в глине и правда весело. Насчет скорости — я бы поспорил.

Фото: 66.RU