Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Перепись выживших: четыре итога года на авторынке Екатеринбурга

26 декабря 2017, 09:00
Колонка
Перепись выживших: четыре итога года на авторынке Екатеринбурга
Фото: архив 66.RU
А вы думали, кризис — это «черный декабрь» 2014-го и немного 2015-й? Вот и нет. Отдельно взятой автомобильной сфере региона последствия тех событий аукнулись только 2,5 года спустя!
Перепись выживших: четыре итога года на авторынке Екатеринбурга
Фото: 66.RU
Партнер материала — ледовый автодром «КУБА»

Продажи растут, но это ничего не значит

Если посмотреть статистику продаж новых легковых автомобилей, то картинка вырисовывается радужная. В целом по стране авторынок за 10 мес. этого года вырос на 11%1,147 млн до 1,278 млн шт), наш региональный сегмент за то же время показал рост в 23,9%13 150 шт. год назад до 16 290 шт. в 2017).

Продажи новых л/а в Екатеринбурге за 10 мес. 2016/17 гг.*

В лидерах роста — народные бренды вроде Lada, KIA, Hyundai, хороши дела у Skoda, влет идет сегмент легких грузовиков (LCV).

Топ-10 брендов екатеринбургского авторынка*

*за 10 мес. 2017, данные — «Автостат»

Но это уже неважно: инертная махина автобизнеса дает отрицательный результат даже при положительных цифрах в графике.

Официалам очень плохо

Преимущественно федеральным, как это ни странно для сторонних наблюдателей. Тут уместно вспомнить, что «Автопродикс», который много лет упорно заходил в наш город, весьма поспешно из него вышел, продав активы челябинскому «Регинасу». Что до агонии «Независимости» и их резонной смерти, то это не итог 2017 года. Такие проблемы начинаются сильно заранее, когда бизнес слишком рьяно вкладывается в развитие, накачивает кредитный багаж, а потом случается, например, коллапс в экономике, и темпы роста замедляются (а то и вообще встают), и касса пуста, и кредиты отдавать нечем — даже при условии растущего спроса на новые легковушки.

Перепись выживших: четыре итога года на авторынке Екатеринбурга
Фото: 66.RU

В итоге имеем то, что имеем: в самом начале года закрылся салон Ford на Базовом, в июле официальные лица перестали скрывать скорую ликвидацию KIA и Mitsubishi на Блюхера, до конца осени держалась площадка на Металлургов, но и она в итоге — всё: Mazda отозвала дилерский контракт, с Peugeot — тоже развод. А жаль: это был последний выживший дилер французской марки, у которой на будущий год неплохие такие планы по развитию в России.

Похожую картину мы наблюдали в 2015–16 годы, но на примере «Оками»: там тоже была довольно агрессивная экспансия и расширение после 2010 года, а потом салоны один за другим начали закрывать — KIA, Hyundai, Mitsibishi, Nissan, Ford… Но если «Оками» нашли силы оттолкнуться и выплыть с обновленным портфелем брендов (преимущественно премиум и лакшери-сегментов), то по «Независимости» пошли метастазы, а тут уже без вариантов.

А вот грузовикам — норм

Парадоксально, но факт: деловая активность с приходом кризиса должна бы замереть, но сегмент комтранса, напротив, жил, жив и будет жить. Еще на рубеже 2014–15 гг. ряд игроков (вроде «Восточного ветра») отказался от продаж легковых авто в пользу LCV (легкого коммерческого транспорта), и, судя по всему, ставка оказалась выигрышной: рынок LCV начал рост раньше рынка легкового, закончив 2016-й в небольшом, но плюсе (+0,1% на фоне -11% рынка легковушек), и эта динамика осталась стабильно-положительной в 2017-м. «За 9 месяцев 2017 года продажи увеличились на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Была реализована 1 141 единица новой техники против 712 единиц в 2016 году. При этом уровень продаж по месяцам отличался равномерностью с выраженной тенденцией к росту», — рассказали 66.RU в «Исузу Рус».

Перепись выживших: четыре итога года на авторынке Екатеринбурга
Фото: 66.RU

Игроки рынка в таком положении вещей ничего странного не видят: «Что бы ни происходило, товар должен попадать к потребителю, — рассказывал в интервью РБК директор «Трак Центра» Эдуард Иванов. — В легковом сегменте оборота денежной массы нет, количество наличности у частных пользователей сократилось или не растет. Но если мы говорим о грузовом автомобиле, то надо понимать, что он приносит деньги — это не просто средство передвижения, а инструмент, который даст прибыль. Так что, несмотря на общий спад в экономике, сегмент грузовой техники держится, не скатывается до нуля».

Перепись выживших: четыре итога года на авторынке Екатеринбурга
Фото: 66.RU

Сергей Богомил, руководитель отдела продаж АО «Исузу Рус», считает, что «Рост обусловлен реализацией отложенного спроса, а также общей для рынка тенденцией обновления автопарков тяжелой техники. Рыночный потенциал Свердловской области изначально отличается большой емкостью: в регионе расположено несколько тысяч месторождений полезных ископаемых, большинство из которых разрабатываются открытым карьерным способом с применением тяжелой техники. Кроме того, наличие Транссиба обусловливает потребности в тягачах для перевозок по трассам внутри страны и за ее пределами. Транспортный хаб развивается, растут объемы автомобильных перевозок, соответственно, мы видим интерес к новой тяжелой технике со стороны логистических компаний».

Перепись выживших: четыре итога года на авторынке Екатеринбурга
Фото: 66.RU

Одним словом, стабильность рынка LCV — позитивный звоночек, который говорит о том, что экономика на подъеме. Засыпать с этой мыслью 31 декабря будет чуточку спокойнее.

«Обуватели замкадышей» наступают

Подобные ребята появились аккурат перед кризисом-2014 в Москве, обкатали схему на провинциалах, а потом она начала жить своей жизнью уже в регионах. Ранней зимой три года назад первый такой салон объявился у нас, с тех пор их число неизменно растет, хотя под одной вывеской и на одном месте они подолгу не работают. Они предлагают ходовые модели как бы с дисконтом и в как бы выгодный кредит, которые по факту не дисконт вовсе и не выгодный — тем более. По закону я не имею права называть такие салоны словами, которые начинаются на «мо» и заканчиваются на «енники», но эти ребята работают по очень мутным схемам, впаривая доверчивым простакам, преимущественно из провинции, или гнилое б/у втридорога, или новые машины, но с наценкой, которой позавидуют все официалы. Они мимикрируют под «дилеров», по факту являясь банальными перекупами. Вот вам история одной покупки в таком салоне без купюр:

Такими историями моя рабочая почта забита до отказа, но ни словом, ни делом я помочь этим людям не могу. И юристы не смогут. Поэтому прочитайте еще раз и передайте дальше нашу инструкцию, чтоб остановить поток этих писем:

Перепись выживших: четыре итога года на авторынке Екатеринбурга
Фото: 66.RU
Ледовый автодром «КУБА» — крупнейший зимний автоспортивный комплекс России: гоночные трассы, площадка для занятий и прокат. Подробнее — по ссылке.