Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Аналитика на диване: как статистика авторынка рассказывает всё о нашей жизни

9 сентября 2016, 13:00
Аналитика на диване: как статистика авторынка рассказывает всё о нашей жизни
Фото: 66.RU; 66.RU
Цифры с рынков даже у далеких от рынков людей вызывают неизменный интерес. Столь же неизменен вопрос: «А зачем об этом писать?» Поясняем на котиках, не вставая с дивана.

Что скрывается за сухими цифрами статистики, которую ежемесячно выдают «Ассоциация европейского бизнеса» и «Автостат»? Да вся наша жизнь на самом деле! Дальше я буду предельно огрублять многие вещи, поэтому не кидайтесь своими логарифмическими линейками, технари. Я, по журналистской традиции, буду мешать всё в кучу и передергивать.

Примитивная социология

Которая тем не менее работает. Есть три очень сильных маркера уровня жизни людей, их настроений и веры в завтра. Первый — это рынок недвижимости, второй — авторынок, третий — туристический. На них есть стабильность или рост, только когда всё хорошо. А когда холодильник пуст, ребенок в хламиде, а жена штопает халат, как-то не до Милана и новой «Тойоты».

via GIPHY

В условной пирамиде потребностей бытовые средства комфорта и путешествия стоят очень высоко — на той ступеньке, где горизонт планирования далекий, ребенок сытый, жена румяная, ботинки новые, а работа стабильная, как и страна. Так что с оглядкой на авторынок легко судить о состоянии экономики и благосостоянии народа.

via GIPHY

Совсем просто: «Сильная экономика = сильный авторынок» и «Сильный авторынок = сильная экономика»

По падению авторынка легко увидеть, куда всё скатилось после 2014 г. Авторыночное «полшестого» в данном случае глубоко символично: оно показывает, например, есть ли реально денежные накопления у населения и есть ли перспектива дальше сегодняшнего вечера.

Экономика России — коротко на пропорциональном графике

По авторынку можно судить о месте страны на карте мира

И снова — прямая корреляция между местом страны в мире и объемами продаж автомобилей. Китай и США делят I-II место от общемирового объема продаж авто, Россия на нем занимает 1,8% и сидит за пределами топ-10.

Топ-12 мировых авторынков в 2015 г

А кто у нас там во всех «Топ-12 сильнейших экономик мира»? Всемирный банк и МВФ считают так:

Топ-12 крупнейших экономик мира (по номинальному значению ВВП на 04.2016)

За редким исключением — совпадение точь-в-точь. Это я опять к тому, что соотношение общего состояния экономики и авторынка — плюс-минус прямое. РФ и тут коррелировала-коррелировала, да не выкоррелировала.

via GIPHY

«Урал — опорный край державы» ©

Есть люди, которые до сих пор так считают. Некоторые даже думают, что «все деньги — здесь». Поспешу расстроить, опять вооружившись цифрами с рынков. Конечно, мы сразу уберем Москву и Питер и посмотрим только на регионы.

via GIPHY

Вот всего пара фактов: по автопарку в абсолютных значениях и по динамике прироста мы регулярно вываливаемся с позиции №3 в стране — нас стабильно опережают Ростов-на-Дону и Краснодар, Татарстан и Башкирия.

Топ-5 автопарков в регионах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга по состоянию на август 2016 г.

Аналогично — с денежной массой: татары, самарцы, краснодарцы тратят на новые автомобили гораздо больше свердловчан.

Топ-5 региональных авторынков по выручке.

То есть все деньги — не здесь. У этой информации есть и практический смысл: ее можно иметь в виду при выборе места для внутренней миграции и как ответ на вопрос «Где лучше?»

В России нет среднего класса

Еще один Кэп-вывод, который можно сделать, глядя на статистику авторынка. В России есть очень бедные и очень богатые, стабильный средний класс то ли не успел народиться, то ли уже выродился.

via GIPHY

Вообще, если идти в детали разбивки автомобилей по классам, то можно увязнуть — это вопрос более чем дискуссионный. Есть классификация по размерам (А, В, С, D, F), есть условное распределение классов по цене (бюджетный, средний, премиум). Но там и там можно долго спорить, что «премиум», а что «бюджет». Я с оглядкой на некий скромный личный опыт опёрся бы на расхожую народную классификацию, разбив, условно, с вашего позволения, бренды так:

  • «Под-бюджет» (400–600 тыс.: Lada, Datsun).
  • «Бюджет» (600 тыс. — 1 млн: Lada, Renault, Nissan, Skoda, VW, KIA, Hyundai).
  • «Средний класс» (1–1,5 млн: Nissan, Skoda, VW, KIA, Hyundai, Toyota, Mazda, Mitsubishi).
  • «Средний класс+» (1,5–2,5 млн: Nissan, VW, Skoda, KIA, Hyundai, Toyota, Mazda, Mitsubishi, Audi, Lexus, BMW, Infiniti, Mercedes).
  • «Премиум» — (2,5+ млн: Infiniti, Lexus, BMW, Audi, Mercedes, Jaguar, Land Rover, Volvo).

При взгляде на топ-25 моделей становится грустно: Россия — по-прежнему достаточно бедная страна: 2/3 (17 из 25 бестселлеров) — либо очень недорогие, либо достаточно недорогие модели. То, что можно назвать «средним классом», не продается вообще — он составляет не более трети от самых ходовых машин: Rav 4 и Camry на 7-м и 9-м местах, Octavia — на 16-м, Qashqai — на 18-м, X-Trail — вообще на 21-м месте, сразу перед Sportage, Cee' d и CX-5.

Топ-25 моделей последних 8 месяцев в одном графике.

А теперь, собственно, к чему мы всё это долго подводили

Пришла свежая статистика от АЕБ. Падение продолжается: январь — август, и опять по рынку в целом -14,9%. Из брендов в плюсе только Skoda и Ford, все остальные теряют.

В списке лидеров без перемен: Solaris-Granta-Rio на первых ролях, но скоро они могут поменяться. В августе Rio по популярности обошел близнеца, а «Гранту» скоро обгонит Vesta.

Топ-10 моделей за январь — август 2016 г.

Если смотреть опять же только август, то отлично (3 479 шт./мес.) пошел Hyundai Creta, о котором мы говорим подробно на соседней странице. А вот Renault Kaptur лишь однажды (июль — 1 419 шт.) побывал в топ-25 моделей и больше там не появляется, поэтому о его тиражах говорить пока сложно.

Как чувствуют себя новички-2016 в топ-25 моделей.

Одним словом, всё очень плохо, денежной массы в стране нет, горизонта планирования нет, бедные беднеют, Америку так и не догнали, позади нас только Мексика, хороших вам выходных.

Данные: Росстат; Автостат; МВФ; АЕБ. Графика: 66.ru; 66.RU