Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Даже начал ценить страну, где живу!» Пятая серия автопробега по Шелковому пути

9 июня 2017, 17:30
Колонка
«Даже начал ценить страну, где живу!» Пятая серия автопробега по Шелковому пути
Фото: 66.RU
Пробивая колеса камнями Азии, плутая по узбекским задворкам и стоя в трехчасовой очереди за бензином, наш колумнист Василий Созин и друг его Константин наконец-то поняли, в какой чудесной стране им вообще-то повезло жить!

Трип в нашем любимом формате «Слабоумие & отвага» продолжается. Екатеринбургский бизнесмен Василий Созин на старой BMW (с уже дважды замененным радиатором) колесит по следам Великого шелкового пути. Сегодня в выпуске — родные места Авиценны и Омара Хайяма, тонны плова и нечто под названием «Лазер Супер Хоразм».

День 13. Ташкент — Самарканд. Пробег 360 км

С утра мы решили дать Ташкенту еще один шанс и посмотреть на него при дневном свете, а уже после обеда двинуть в Самарканд. Поэтому сделали над собой усилие и встали аж в 9 утра. Из окна авто Ташкент не очень интересен — как я уже говорил, большая часть города в 1966-м была разрушена землетрясением, поэтому в основном там здания советской постройки. Удивило наличие православного храма — в Узбекистане, на фоне мечетей, он смотрится несколько странновато. Называется он Свято-Успенский кафедральный собор, существует с 1877 г. Приятно, что у людей есть выбор, во что (или в кого) им верить.

В первую очередь в Ташкенте нам порекомендовали посетить «Среднеазиатский центр плова» — дескать, там чуть ли не лучший плов в Узбекистане. Заведение огромное, похоже на очень большую столовую, но с официантами. Плов готовят прямо на улице, в огромных казанах, так что есть возможность увидеть воочию весь процесс приготовления.

Мы приехали туда около полудня; говорят, после 13–14 часов плова уже не остается, так что успевайте, если соберетесь. Плов действительно отменный. Пожалуй, лучшего я не ел. Правильный рис, правильное мясо, умелые руки — это сочетание в итоге выдает просто эталонный продукт! Меню небогатое: плов, плов, еще раз плов, салат и чай. А большего и не нужно — одной порцией наедаешься до отвала. Цены опять же вполне гуманные: обед выходит в пределах 100 руб.

Пообедав, двинулись на главный ташкентский рынок — Чорсу. Видимо, Азия так влияет на подсознание — вроде бы тебе ничего и не нужно, а на базар сгонять все равно изволь! Не зря говорят, что базар — сердце восточного города. Ассортимент на рынке вполне обычный: несколько больших павильонов с продуктами, ряды с одеждой, немного товаров для туристов (платья, халаты, глиняная посуда и проч.). Зато интересна архитектура рынка — павильоны накрыты огромным голубыми куполами, выглядит очень по-восточному. Пару сувениров мы там все же купили, обменяли остатки киргизских сомов на сумы, еще немного бесцельно пошарахались по рядам и поехали дальше.

Да, на противоположной от Чорсу стороне дороги есть длиннющий ряд павильонов, где продают самодельную мебель, посуду, музыкальные инструменты и другие нужные в хозяйстве вещи. Так что если вам вдруг захочется привезти из Ташкента карнай, доиру, нож или диван — перейдите дорогу.

Недалеко от рынка находится Хаст-Имам, он же Хазрати-Имам. Путеводители кличут его религиозным центром Ташкента. Религиозный центр запомнился обилием традиционной архитектуры — все эти синие купола, узорчатые стены, минареты — и усилившейся к трем часам жарой. Все великолепие находится на большой площади посреди жилых кварталов и представляет собой конгломерат мечетей, медресе и административных зданий. Еще там есть мавзолей и музей (вход — 8000 сумов). Туда ходить не рекомендую, если вы не ярый поклонник ислама: кроме большого количества разных видов Корана смотреть там особо не на что. В целом красиво, нарядно и приятно.

Еще я там впервые в жизни увидел живой тутовник: он похож на ежевику, растущую на большом дереве.

Из Ташкента мы выехали около 16:00, планируя засветло добраться до Самарканда — казалось бы, 330 км, ерунда. Как водится, по ходу возникли небольшие корректировки.

Если забить в «Гугл» дорогу Ташкент — Самарканд, он выдаст вам два основных пути. Вы им не верьте: один ведет через казахскую границу, второй — по убитым, как нам сказали, дорогам. Основная трасса идет от Ташкента на запад, а затем строго на юг, через города Сырдарья, Гулистан и Ховос. От Ховоса — на запад и, никуда не сворачивая, до самого Самарканда через Джизак.

Несколько десятков километров дорога идет прямо вдоль границы с Таджикистаном. Интересная и забавная картинка: в 200 метрах от дороги, среди чистого поля отсыпан невысокий вал — это и есть граница, а за ней — все то же чистое поле, а на горизонте огромные заснеженные шапки гор. Тут хорошо ощущается ненужность и даже некоторая иллюзорность границ между странами.

До Гулистана дорога хорошая, кажется, большей частью даже двухрядная в каждую сторону. Быстрее 90 километров ездить все равно нельзя (а местами на трассах ограничение 70 км/ч), поэтому небольшие ямки не очень мешают. В городке Сырдарья вы проезжаете по мосту через великую среднеазиатскую реку, тоже Сырдарью, как ни удивительно. Фотографировать там нельзя, режимный объект, но не очень и хочется — великая река неширокая и очень мутная, цвета жидкой грязи.

После Гулистана дорога портится и сужается, больше пресловутых 70 км/ч ехать не получается. Сама местность на всем протяжении ровная, в основном едешь вдоль полей и садов, очень много зелени. Надо сказать, что поля и зелень появились там не сами собой — до 50-х гг. прошлого века эта местность называлась Голодной степью, где росли лишь колючки. И уже во второй половине XX в. здесь были построены новые ирригационные каналы, что превратило голую степь в крупный сельскохозяйственный район.

Где-то на трассе, возле поселка с интересным названием Бостон, мы остановились перекусить в чайхане, познакомились там с местными ребятами и в очередной раз поразились восточному гостеприимству: они наперебой звали нас к себе в гости — ночевать, пить пиво и разговаривать. Считается, что приличный гость должен отказаться от приглашения минимум три раза, а хозяин имеет право отказать гостю, если тот согласился принять приглашение слишком быстро. Так вот, мы отказывались куда больше трех раз, и не согласились лишь потому, что у нас уже был зарезервирован номер в Самарканде и оплата за него в любом случае списалась бы с карточки.

Со всеми перекусами, долгими разговорами и завозом одного из ребят домой, в другой придорожный поселок, уже стемнело, когда мы оказались близ города Джизака, который находится в 100 км от Самарканда.

У узбекских дорог есть две неприятных особенности: во-первых, на трассах почти нет указателей и легко уехать не в ту сторону, надо постоянно сверяться с навигатором; во-вторых, после съезда с основной трассы дорога почти сразу же превращается в «тропу войны» — с ямами, выбоинами и прочими прелестями. На очередном круговом движении мы не разобрались, куда свернуть, и уехали в этот самый Джизак, долго пытались выехать из него по разным улицам, потом выехали не в ту сторону и в итоге пробили в двух местах колесо, угодив в темноте в зловещую дыру в асфальте с очень острыми краями.

Потом оказалось, что домкрат не работает, потом мы чинили домкрат и ставили запаску, потом долго выезжали на основную трассу, потом еще два часа ехали оставшиеся 100 км до Самарканда, потому что дорога плохая, и на запаске по такой дороге быстрее 50 км/час ехать не рекомендуется, тем более что запаска у нас одна.

В итоге в Самарканд мы приехали уже около полуночи, в очередной раз убедившись, что в дороге, особенно долгой, планировать можно что угодно, но с большой долей вероятности ваши планы что-нибудь да нарушит. Так что лучше просто расслабиться и быть в потоке событий, не пытаясь слишком активно этот поток перебороть.

© 66.RU