Иначе прямая дорога в нашу рубрику «Происшествия». Эти советы и правда просты, вы могли много лет назад встречать их в учебнике ПДД, но потом забыть, потому что «да я и так всё знаю». Собственно,
Весьма расхожее слово, смысл которого мало кто знает. «Занос» — это неконтролируемая избыточная поворачиваемость, когда корма вашей машины вас обгоняет, уходя в сторону. Выглядит примерно так, как на входной картинке. С тем отличием, что «картинный» занос — управляемый и выполнен вне дороги общего пользования.
Неуправляемый занос на дороге общего пользования куда опаснее: в лучшем случае встанете поперек хода движения. В худшем — если скольжение не гасили вообще — сделаете несколько оборотов вокруг своей оси. Чтобы среагировать на избыток и без того избыточной поворачиваемости, у вас есть доли секунды. Если успеете — стабилизируете машину и поедете дальше.
Совет №2: «У меня BMW / Jaguar /Hyundai Equus, как мне справиться с заносом?»
-
Что такое «руль в сторону заноса»?
Или, как говорят контраварийщики — занос встречается рулем. Всё очень просто: зад несет влево — руль влево. Зад несет вправо — руль вправо.
|
Корму повело влево — руль влево. Встречаем занос. |
-
Почему газ то трогать, то не трогать?
Зависит от того, какие колеса ведут вас вперед. Передний привод газом вытягивается — ведущая ось тянет автомобиль за собой и стабилизирует курс движения, распрямляет его. Когда машину толкают задние колеса, то нажатие на акселератор только увеличивает угол заноса. Убирая газ, мы этот угол уменьшаем, а рулем стабилизируем курс.
|
Параллельно со встречей заноса на переднем приводе добавляем газу. При некритичных углах заноса машина выровняется сама. |
-
Почему «НЕ ТРОГАТЬ ТОРМОЗ» выделено жирным?
Инстинктивно вы будете к нему тянуться. А любой нормальный инструктор контраварийного вождения будет бить вас по ногам и запретит к тормозу даже прикасаться. В общих чертах — это потому, что развернет. Если лезть в физику процесса, то резкое перераспределение массы на переднюю ось по ходу начавшегося скольжения стабилизации автомобиля и распрямлению курса не способствуют: тормозя, вы переносите центр тяжести на передок, разгружая корму, которая и без того скользит. То есть, тормозя, вы ей помогаете скользить. А надо наоборот.
|
Что бывает, если вместо стабилизации автомобиля рулем/газом жмешь на тормоз. |
-
«Почему ни слова про полный привод?»
Потому что тут не обойтись без написания трактата «О типах и подвидах систем полного привода и их влияния на стабильность курса в экстренных ситуациях».
Если короче, то многое зависит от того, куда направлена основная часть крутящего момента. Если у вас кроссовер с межосевой электронноуправляемой муфтой (Rav 4, Qashqai, X-Trail, Yeti), то, вероятнее всего, 99% времени автомобиль — переднеприводный. Задняя ось подключается при проскальзывании передних колес, но нередко к этому моменту вы уже стоите поперек дороги.
|
Примерно так работает распределение момента по осям в случае с электромагнитной муфтой на Renault Kaptur: по умолчанию привод передний, по необходимости — полный. Передний становится полным, когда ведущая ось проскальзывает. Между этим моментом и подключением задней оси проходит какое-то время. |
Если распределением тяги занимается механический дифференциал типа Torsen, то по умолчанию тяга там идет в пропорции 50:50 между осями. Но когда одна начинает скользить, то больше мощности подается к колесам с лучшим сцеплением.
|
Вот так выглядит занос на полноприводной Audi RS4 с честной системой 4×4 — постоянный полный привод с межосевым дифференциалом. Стабилизировать помогает встреча заноса рулем и деликатная работа газом. |
Имея определенный (скромный, впрочем) опыт езды на автомобилях с разным типом полного привода на разных покрытиях, хочу сказать вот что:
- совет про «встречать занос рулем» — универсальный;
- стабилизация массовых кроссоверов газом делается аналогично с переднеприводниками: влияние «задка» не так велико, как у машин с постоянным 4×4;
- если авто со спортивным характером, у которой 4×4 настроено с акцентом на заднюю ось, то стабилизировать ее надо с оглядкой на заднеприводность — то есть убирая газ.
Совет №3, «отченашевый» для зимней езды
|
Быстро (но плавно!) крутить рулем — еще не всё: на обледенелой дороге эффективность разгона и точность отдачи мотора помогут скорее взять ситуацию под контроль. Так что не забудьте про топливо G-Drive с активным пакетом присадок, которые и топливную систему чистят, и увеличивают мощность двигателя в его рабочем диапазоне. |
Фото/видео: архив 66.ru
Графика: Игорь Логинов для 66.ru и фирм-производителей