Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Екатеринбурге стартовал новый этап реформы общественного транспорта. Что изменится

22 июня 2023, 10:00
В Екатеринбурге стартовал новый этап реформы общественного транспорта. Что изменится
Фото: 66.RU
В городе поменяют не только около 30 маршрутов движения, но и сам подход к развитию транспортной сети — электротранспорт впервые за много лет отдадут в концессию частникам. Существующие маршруты придется сокращать, оптимизировать или отменять в пользу других направлений — более популярных у пассажиров. Все это не от хорошей жизни.

Старые этапы транспортной реформы

Впервые о масштабной транспортной реформе в мэрии Екатеринбурга заговорили в 2016 году. Она была связана с разработкой фонда «Город.PRO» и обновленной схемой движения. Но после того, как проект столкнулся с критикой, его свернули. В 2019 году Александр Высокинский, будучи мэром, вернулся к обсуждению изменений, подчеркнув, что реформа может растянуться на 2020–2021 годы.

За это время в Екатеринбурге должна была уменьшиться доля пассажиров, которых возят частные компании. Также планировалось ввести новые маршруты, устранить дублирующие, закупить новую технику, выделить специальные полосы для общественного транспорта. Комплексных изменений не случилось из-за пандемии коронавируса, но точечная работа была выполнена, например, местами действительно появились «выделенки», а в части крупных автобусов установили валидаторы, выполняющие функции недовольных низкой зарплатой кондукторов (с заработком чуть больше 25 тыс. рублей).

После пандемии коронавируса «Гортранс» оказался самым убыточным муниципальным предприятием города с низкими зарплатами для водителей и кондукторов, дефицит которых в итоге достиг 55–60%. Это привело к увеличению интервала движения транспорта.

Предприятию даже приходится за 40 млн рублей нанимать сторонних частников, чтобы перевозить по ночам собственных сотрудников.

По словам вице-мэра Алексея Бубнова, проблему нехватки водителей будут решать привлечением водителей из других городов, в том числе из Челябинской области. А вот трудоустроить водителями и кондукторами приговоренных к принудительным работам осужденных не получится.

К чему все движется

20 июня на заседании городской думы анонсировали изменение схемы движения автобусов, троллейбусов и трамваев — поменяют около 30 направлений.

«Основная причина — у нас заканчиваются контракты по электротранспорту и автобусам. Это произойдет не внезапно. Изменения — на ближайшие три года. Решение это выстраданное», — сказал Алексей Бубнов.

Чтобы добиться регулярности движения транспорта и обеспечить качественные транспортные услуги, часть дублирующих маршрутов отменят или объединят. Один из векторов движения — микрорайон Новокольцовский, где построили новые студенческие кампусы УрФУ и спортивные объекты импортозамещенной Универсиады.

В Новокольцовский будут курсировать четыре автобусных маршрута под номерами 1, 6, 44 и 56. Бубнов утверждает, что этого хватит для перевозки шести тысяч студентов, которые будут жить в микрорайоне. В 2021 году заместитель губернатора Свердловской области Сергей Швиндт говорил, что после Универсиады-2023 в Новокольцовский будет ходить скоростной трамвай, но пока предпосылок этому нет.

Если говорить о более долгосрочных планах, вместо долгожданной второй ветки к концу десятилетия горожане получат наземное метро. В рамках проекта стоимостью 100 млрд рублей построят 7 километров путей. Средства выделят федеральный бюджет и РЖД. Свердловская область профинансирует возведение высоких остановочных платформ.

В Екатеринбурге стартовал новый этап реформы общественного транспорта. Что изменится
Фото: официальная документация проекта

Обновление транспорта

Другая проблема — вся техника в городе изношена: средний возраст трамваев — 37 лет (норма — 18 лет), троллейбусов — 26 лет (стандарт — 10 лет), автобусов — 8 лет (при норме 8 лет).

На заседании городской думы глава Екатеринбурга Алексей Орлов анонсировал концессию городского электротранспорта, которую ждут последние пять лет. И участие крупного бизнеса в приобретении трамвайных вагонов — один из вариантов. Возможные претенденты — «Синара» и «Группа Мовиста», компании уже выступают инвесторами и операторами систем общественного транспорта в нескольких городах России.

Пока что, уверяет Орлов, «предварительно одобрили» городу покупку 60 новых трамвайных вагонов, 20 из которых предназначены для линии из Академического. Стоимость каждого — до 160 млн рублей, то есть общая сумма составит порядка 9,6 млрд рублей.

При этом министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василий Старков рассказал 66.RU, что вопрос закупки трамваев для Екатеринбурга сегодня «находится в проработке»; подали заявку, ожидается рассмотрение. 60 новых трамваев — это оценка по количеству транспорта, замена которого — «крайняя необходимость».

В Екатеринбурге стартовал новый этап реформы общественного транспорта. Что изменится
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Одиннадцать низкопольных трамваев «Львенок» закупили для линии в Верхнюю Пышму.

Покупка 60 вагонов не спасет электропарк города. Еще два года назад трамвайный парк ЕМУП «Гортранс» насчитывал 455 трамваев, и состояние вагонов за это время не улучшилось:

  • 317 — чешские «Татры» Т-3 (средний возраст 40,9 года);
  • 70 — чешские «Татры» Т-3М (средний возраст 32,2 года);
  • 68 — вагоны «Спектр» от «Уралтрансмаша» (средний возраст — 13,2 года).

Таким образом, из 387 вагонов, которые срочно нуждаются в обновлении (старше 30 лет), будут обновлены только 40. Или 10% от общего числа.

С автобусами и троллейбусами ситуация обстоит несколько лучше — единицы подвижного состава начали обновлять. В мае этого года в Екатеринбург доставили первые 10 троллейбусов от завода «Белкоммунмаш» из 50 закупленных для обновления городского парка. Оставшиеся 40 троллейбусов прибудут в город до 31 октября. Белорусские троллейбусы могут двигаться на автономном ходу до 20 км, что позволяет им ездить там, где нет контактной сети. В салоне может находиться до 83 человек: количество мест для сидения — 30, из них 10 — для людей с ограниченными возможностями здоровья и пассажиров с детьми.

Троллейбусы будут обслуживать наиболее перспективные с точки зрения роста пассажиропотока городские маршруты: № 1 «Химмаш — Ж/д вокзал», № 4 «ст. Динамо — Сулимова», № 14 «УНЦ — Декабристов» (с перспективой продления в Академический район) и № 37 «Посадская — Академическая» (с планами по организации заезда в микрорайон Университетский).

В Екатеринбурге стартовал новый этап реформы общественного транспорта. Что изменится
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Новые троллейбусы синего цвета

По Екатеринбургу к началу 2023 года курсировали 238 устаревших троллейбусов и 50 новых — это лишь 21% от общего числа. Автобусов у «Гортранса» больше — 469.

В 2020 и 2021 годах благодаря участию в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги» Екатеринбург купил около 120 газомоторных автобусов большой вместимости. На закупку низкопольных автобусов на газу, которые вмещают не менее 80 пассажиров, потребовалось больше 611 млн рублей. Новый транспорт зеленого цвета, курсирующий сейчас по городу, оснащен кондиционером, спутниковой навигацией, видеорегистратором со встроенным ГЛОНАСС и восемью антивандальными камерами. Глава комитета по транспорту администрации Игорь Ощепков накануне также анонсировал закупку еще 95 автобусов по федеральной программе. Их могут начать использовать в 2024 году.

Новое — это хорошо забытое старое

Урбанист Владимир Злоказов, экс-сотрудник фонда «Город.PRO», участвовавший в создании первого проекта транспортной реформы Екатеринбурга 2016–2017 годов, рассказал 66.RU, что мэрия, похоже, возвращается к идее реформирования маршрутной сети, которая была заложена в проект тех лет.

— Базовая установка того проекта была в том, что маршруты наземного транспорта должны быть организованы примерно так же, как линии метро. В метро по тоннелю одной линии ходят поезда только этой линии. Если эта линия не довозит вас до нужного места без пересадки, вы делаете пересадку. Выгода такой системы для пассажира в том, что ему никогда не нужно ждать слишком долго: линий мало, и поэтому можно на каждой из них выдерживать короткий интервал движения. В результате даже поездка с пересадкой будет достаточно быстрой.

Система, в которой много маршрутов и которая подразумевает, что пассажир должен до любой точки доезжать без пересадок, напротив, предполагает длительное ожидание. Подвижной состав распределен по множеству маршрутов, и нет возможности сделать на них короткие интервалы движения и сократить время ожидания.

По словам Злоказова, для администрации и транспортных предприятий система с меньшим количеством маршрутов более выгодна, так как позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Но есть нюансы.

— Во-первых, проект 2016–2017 годов презентовался как единая схема для всей маршрутной сети, включающей в себя метро, трамваи, троллейбусы и автобусы. Сегодня нам презентуют изменения на отдельных маршрутах, но при этом совершенно непонятно, по крайней мере на первый взгляд, как будет выглядеть и как будет работать вся система в целом. Например, вы отменяете какой-то маршрут, но тогда скажите, как будут осуществляться поездки, которые он обслуживал, даже если их было немного и даже если они теперь будут пересадочными. Это нужно коммуницировать. Более того, со стороны непонятно, есть ли вообще какая-то целевая схема маршрутов, к которой город должен прийти с течением времени. Возможно, она есть в администрации, но до горожан ее не доносят.

Второй важный аспект, продолжил урбанист, в том, что «пересадочная» схема работает лучше, если в городе есть привлекательные для пассажиров пересадочные тарифы и безлимитные проездные, которые могут снять с пассажиров финансовое бремя пересадок. В метро, к примеру, пересадки бесплатные, и пассажиры не будут жаловаться. С наземным транспортом этот вопрос за все эти годы в Екатеринбурге так и не был решен, указывает Злоказов. По его мнению, если администрация движется к «пересадочной» схеме с укорачиванием маршрутов, то ей нужно всерьез озаботиться проработкой системы проездных.

Третий аспект подразумевает, что «пересадочная» схема работает лучше, если созданы физические условия для пересадок.

— Продолжая аналогию с метро, мы не назовем удобной пересадку с одной линии на другую, если для нее нужно подняться на поверхность, пройти полкилометра и снова спуститься под землю. Между тем примерно так выглядят многие важные пересадки в Екатеринбурге сегодня, если город будет переходить на «пересадочную» модель маршрутов. В 2016–2017 годах к этому также ничего не было готово, но по крайней мере была разработана «дорожная карта» того, какие транспортные узлы нужно улучшать в первую очередь, чтобы сделать пересадки более удобными. Сегодня мы ничего об этой работе не слышим.