Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Гортранс» не смог найти автобусы для своих сотрудников и потратит на их поездки более 40 млн рублей

4 апреля 2023, 13:13
«Гортранс» не смог найти автобусы для своих сотрудников и потратит на их поездки более 40 млн рублей
Фото: Антон Буценко, архив 66.RU
ЕМУП «Городской транспорт», имеющее в своем распоряжении более тысячи автобусов, трамваев и троллейбусов, заплатит за перевозку своих сотрудников в ночное время сторонней компании. Траты глубоко убыточного предприятия составят более 40 млн рублей. Перевозку работников «Гортранс» отдает на аутсорс уже не в первый раз. При этом контракты на десятки миллионов рублей достаются одному и тому же бизнесмену. У участников рынка есть этому объяснение.

Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Городской транспорт» («Гортранс») заключило договор с компанией, которая займется перевозкой сотрудников предприятия в ночное время (в период, когда не работает общественный транспорт). Договор предусматривает работу порядка двух десятков маршрутов, объединяющих городские районы с депо «Гортранса».

Транспортное предприятие заплатит за 36,2 тыс. часов работы автобусов на маршрутах 42,6 млн рублей (1176 рублей в час). Закупка была размещена на электронной торговой платформе «Элторг» с начальной ценой в 53,1 млн рублей. В ходе торгов, на которые заявились два участника, стоимость контракта снизилась на 21%. Один из них запросил за свои услуги 43,4 млн рублей, второй — на 800 тыс. рублей меньше.

Полный список участников на этапе рассмотрения заявок торговая площадка не публикует, но размещает информацию о победителе после подписания с ним договора. В этом случае заказ достался ООО «Естра». Договор заключен на один год, однако документ предусматривает его автоматическую пролонгацию при согласии сторон (по всей видимости, до момента выбора лимита закупленных часов).

ООО «Естра» выигрывало аналогичный контракт на перевозку персонала «Гортранса» в ночное время и в прошлый раз — в сентябре 2020 года. Правда, тогда компания выступила единственным участником закупки, да и сумма сделки была существенно меньше — за 35 тыс. часов аренды своего транспорта компания получила 30,8 млн рублей (880 рублей/час).

Екатеринбургское ООО «Естра», согласно данным сервиса «Контур.Фокус», специализируется на оказании транспортных услуг. Предприятие исполняло контракты на перевозку школьников и студентов, туристов, пациентов медицинских учреждений, перевозило переписчиков в ходе проведения на территории Свердловской области Всероссийской переписи населения 2020 года.

Учредителем и директором компании выступает Егор Исаков. Он также осуществляет перевозки в качестве индивидуального предпринимателя. Как ИП, бизнесмен и раньше оказывал услуги по ночной перевозке сотрудников «Гортранса» (тогда еще ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление»). В 2018 году предприниматель заработал на трех контрактах 15,6 млн рублей. В двух случаях конкуренцию на торгах Исакову никто не составил, поэтому закупки признавались несостоявшимися и с ним заключался договор как с единственным поставщиком.

«Гортранс» не смог найти автобусы для своих сотрудников и потратит на их поездки более 40 млн рублей
Фото: © 66.RU

Приложенное к договору техническое задание содержит схемы и описание почти двух десятков автобусных маршрутов для развозки сотрудников «Гортранса» на работу и домой в ночное время.

Отсутствие большого интереса со стороны транспортников к контрактам на перевозку сотрудников «Гортранса» один из участников рынка автобусных перевозок, согласившийся поговорить с 66.RU на условиях анонимности, объясняет «странностью» условий, прописанных в договорах. Так, в двух последних, по его словам, установлены очень долгие сроки оплаты выполненных работ — до 240 дней с момента получения счета, выставленного перевозчиком после подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг.

«В проекте договора сказано, что заказчик оплачивает услуги только по факту их оказания, если контракт они заключают до 31 января 2024 года, то все выплаты будут после. На выплату есть 240 рабочих дней — календарный год. То есть могут заплатить хоть 31 января 2025 года», — говорит собеседник издания.

Есть и другие условия, которые, по его словам, могут отпугивать потенциальных участников закупки. Так, контракт предусматривает очень высокие штрафы за любой проступок, допущенный перевозчиком. В проекте договора таких перечислено полтора десятка, причем неустойка за любой из них одинакова — 50 тыс. рублей.

«Штрафные санкции в разы превышают размеры, указанные за нарушения тех же правил дорожного движения. За нарушения вроде «наличия неисправных форточек» или за другие незначительные недочеты штрафы никем и ничем не предусмотрены, нет ни одного документа, регламентирующего эти требования. Да и кто это будет контролировать со стороны «Гортранса» в таком объеме перевозок и в ночное время, ведь каждое нарушение должно быть заактировано», — считает участник рынка перевозок.

«Гортранс» не смог найти автобусы для своих сотрудников и потратит на их поездки более 40 млн рублей
Фото: © 66.RU

Договор предусматривает одинаковый, но крупный штраф за любое нарушение, допущенное перевозчиком. Даже за неисправную лампу освещения в салоне.

Вопросы у перевозчика вызывает и итоговая цена, которую «Гортранс» планирует платить подрядчику за час аренды автобусов.

«Под категории автобусов от 20 до 30 мест подходят обычные автобусы («Пазики», «Богданы»), поэтому реальная стоимость одного часа — от 800 до 1000 рублей с НДС. В данной закупке торги начались от 1466,67 рубля без НДС» — указывает он.

Корреспондент 66.RU попытался получить в «Гортрансе» ответ на вопрос, в связи с чем транспортное предприятие вынуждено привлекать к перевозкам собственных сотрудников сторонние компании. Дозвониться удалось до заместителя генерального директора организации Андрея Ившина. Он разговаривать отказался, мотивировав это тем, что «не занимается госзакупками».

Затем редакция направила официальный запрос на имя генерального директора «Гортранса» Сергея Нугаева. В ответе Нугаев коротко написал, что обоснованность закупки «обусловлена экономическими расчетами, являющимися коммерческой тайной».

«Гортранс» появился в результате слияния оказавшегося на грани банкротства Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) и Муниципального объединения автобусных предприятий (МОАП) в конце 2018 года. На этот шаг администрация Екатеринбурга пошла, чтобы «повысить эффективность работы и оптимизировать процесс управления перевозками».

Всего в «Гортрансе» сейчас 452 вагона трамваев, 233 троллейбуса, 278 газовых автобусов и 220 дизельных. Но 40% дизельных — неисправны: им требуется капремонт двигателя.

«Гортранс» ежегодно терпит убытки. Рекордные потери предприятие понесло по итогам 2020 года — более 546 млн рублей. В начале 2022 года «Гортранс» заявлял о кредиторской задолженности в 594 млн рублей. Ситуацию усложняет нехватка персонала и износ транспортных средств.

С 20 февраля в Екатеринбурге увеличили до 33 рублей стоимость проезда в наземном и подземном общественном транспорте. Вице-мэр Алексей Бубнов говорил, что полученный доход с увеличения стоимости проезда на 1 рубль пойдет на повышение зарплат водителей и кондукторов, чей нынешний уровень дохода оценили как «невысокий».

По расчетам чиновников, в случае повышения стоимости проезда на наземном транспорте до 33 рублей «Гортранс» может дополнительно получить порядка 300 млн рублей в год.