Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

У них опять ничего не получится: чек-лист транспортной реформы Екатеринбурга

31 января 2019, 10:39
У них опять ничего не получится: чек-лист транспортной реформы Екатеринбурга
Фото: архив 66.ru
С 1 июля Екатеринбург начнет жить в новой транспортной реальности. По крайней мере, эту дату обозначил бывший сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб, отодвинув два года назад на новый срок реформу общественного транспорта. Тогда скорые изменения системы вызвали раздражение у жителей, а город был к ним объективно не готов. Как и сейчас.

На этот раз катализатором обсуждений транспортного вопроса стала отмена 024-го автобуса. Точнее, как выражается Александр Высокинский, 31 декабря закончился контракт с перевозчиком и его решили не продлевать. Но формулировка сути не меняет: жители Сортировки и Вторчермета неожиданно лишились привычного маршрута, горожане собрались в инициативные группы, подключились политики. Мэрия под огнем критики частично заместила тот рейс. А мэр и вовсе назвал довольно реалистичное условие для отмены транспортной реформы.

За два года мэрия (почти) ничего не сделала, чтобы летом по улицам ходили удобные автобусы и трамваи, новую маршрутную сеть приняли их пользователи, а Гортранс начал хотя бы работать в ноль. Возможно, для новой управленческой команды эта забота вовсе не первоочередная.

Ошибочно думать, что транспортная реформа заключается лишь в изменении маршрутной схемы. На самом деле это кардинальное переустройство всей системы. Рассмотрим ситуацию детальнее.

У них опять ничего не получится: чек-лист транспортной реформы Екатеринбурга
Фото: 66.RU

В прошлом и позапрошлом годах мэрии удалось снять с линии несколько дублирующих маршрутов так, что никто не заметил принципиальной разницы. Но отторговать новые получалось не всегда: то на торги никто из перевозчиков не заявлялся, то дело заканчивалось судом.

С тем, чтобы автобусы, троллейбусы ходили по расписанию, тоже существуют проблемы. Одна из задач — создать приоритет общественному транспорту — провалена. Обособление полос (без чего транспорт встанет в пробках) происходило медленно, со скандалами и разрозненными кусками. Даже там, где появились новые выделенки, — не всегда есть рабочие камеры, которые бы отпугивали нарушителей.

К чемпионату мира по футболу Екатеринбург взамен разбитых и холодных автобусов получил новые низкопольные. Это хорошо, но до замены всего парка — еще далеко. Например, как заставить коммерческие предприятия закупить транспортные средства? Прописать в конкурсе жесткие требования к подвижному составу? Но тогда есть риск, что маршрут вовсе не будет обслуживаться. Дальше разговора не продвинулась идея о реконструкции трамвайных вагонов. А ведь компетенции имеют и «Уралтрансмаш», и НПО автоматики.

Пожалуй, единственное достижение транспортного комитета — это повременной тариф. Однако им пользуются меньше процента пассажиров: мэрия не рассказывает о преимуществах этого тарифа.

Да и в целом никакой информационной и разъяснительной кампании по транспортной реформе нет в помине. Нет мобильного сервиса, который бы наглядно показывал, чем новая маршрутная схема лучше нынешней. Нет объявлений в салонах, газетах, на улицах, по радио. Когда нет информации, горожане, приученные, что все изменения — к худшему, заполняют пустоту домыслами.

Наконец, для системы пересадок чиновники не подготовили никакой инфраструктуры. Где теплые остановки, на которых автобус можно ожидать и в купальнике? Почему их для удобства не сдвинули ближе друг к другу? А что с навигацией? Специальными экранами, показывающими перемещение транспорта по городу, вроде бы хотели оборудовать каждый остановочный комплекс.

Кажется, что системная работа, чтобы с июля реформировать общественный транспорт, не ведется. Есть отдельные решения, которые в целом никак не повлияют на комфорт пассажиров. А значит, пассажиропоток продолжит уменьшаться, а Гортранс — продолжит нести убытки. Почему бы тогда снова не повысить стоимость поездки? Резонанса меньше, чем от отмены одного 024-го маршрута.