Крах одного из крупнейших российских туроператоров уже назвали самым масштабным за всю историю туризма России. Оказавшиеся без денег за границей туристы кое-как добрались до дома и теперь пытаются выбить компенсацию. По закону, за сорванный отпуск в первую очередь должен отвечать именно туроператор. Если он, как в случае с «Лабиринтом», отказывается от обязательств и становится банкротом, требование отправляется к его страховщику.
Есть и другие способы получить компенсацию. Недавно в Октябрьский районный суд поступил иск, ответчиком по которому стал турагент, продавший путевку. Главная претензия — права туриста турагентом были грубо нарушены. Как это доказать, рассказывает Иван Егоров. Правозащитник уверен, что нашел хороший способ вернуть потраченные деньги, а при благоприятном исходе — сумму, превышающую стоимость тура в два раза.
— Количество пострадавших сейчас оценивают в 25–35 тысяч человек. Многие уже подали коллективные иски против «Лабиринта». Официально процедура банкротства не завершена, но все понимают, что реально получить что-то от лопнувшего туроператора сложно. С другой стороны, есть турагенты, которые продавали путевки. Но принято считать, что они никогда ни за что ответственности не несут. Почему вы сделали ответчиком турагента, а не туроператора, руководству которого уже предъявили обвинение в мошенничестве?
— Подавать иск на «Лабиринт» нет никакого смысла. В этом случае мы бы, конечно, выиграли суд, но денег-то у него все равно нет. Учредитель, с которого можно попытаться получить компенсацию, в международном розыске. То есть его тоже нет… Да, предъявить требования турагенту очень сложно, но мы поступили именно так, потому что считаем, что нас там обманули. Сказали одно, а в действительности оказалось совсем другое.
— В Ассоциации туроператоров России говорят, что «Лабиринт» был застрахован всего на 120 млн рублей, а сумма требований уже сегодня составляет примерно 700 млн рублей. Туристы могут получить лишь 10% от стоимости тура. Выходит, что обращаться к страховщику тоже не вариант?
— По сути, страховая компания сейчас не в состоянии полностью удовлетворить требования пострадавших туристов. Они говорят: наша ответственность ограничена, заявителей много, мы всем выдадим пропорционально. Безусловно, моего клиента такое положение дел не устраивает.
|
---|
В прокуратуре Москвы выяснили, что не менее 100 млн рублей, полученных «Лабиринтом» от клиентов, были похищены. Туроператор изначально не собирался выполнять свои обязательства и не перевел платежи авиаперевозчикам. В результате сотни туристов оказались заложниками в аэропорту. |
— На чем будет основана ваша позиция в суде?
— Когда турист покупал тур, в договоре было заявлено финобеспечение в размере 100 млн. А сейчас выясняется, что ВСК предоставила финобеспечение туроператора только на 60 млн. Практически в 2 раза меньше! Если бы турагент заранее сообщил об этом, то мой клиент, безусловно, отказался бы от покупки. Получается, что турагент ввел в заблуждение моего клиента.
Кроме того, в договоре должна быть указана полная информация о туроператоре, все его контактные данные (адрес, телефон, адрес электронной почты, номер факса). Нам турагент предоставил наименование без ИНН-данных. Получается, что мы не можем идентифицировать ООО «Лабиринт». Таких ООО — огромное количество. Многие туристы не пользуются интернетом и не могут отличить один «Лабиринт» от другого. Более того, турист и не должен иметь специальных познаний для точной идентификации. В договоре не указан ни телефон, ни интернет-сайт, а это существенные условия при заключении договора.
|
---|
Иван Егоров отнес исковое заявление в Октябрьский районный суд 13 августа (копии искового заявления и договора находятся в распоряжении редакции). Примет ли суд его к рассмотрению или нет, пока не известно. На днях Иван подал жалобу на деятельность турагента в Роспотребнадзор. |
— Турагент, который продал путевку, — крупная федеральная компания с филиалом в Екатеринбурге?
— Да, это известная московская компания. Мне бы не хотелось сейчас ее называть. Вдруг турагент захочет полюбовно решить сложившийся спор? Если он пойдет на мировую — это тоже неплохо. Это говорит о том, что турагенты готовы на диалог с пострадавшими туристами. Возможно, они попросят не удовлетворять моральный ущерб, а только убытки — но это все обсуждаемо.
Мой клиент обратился к этому турагенту за несколько дней до того, как «Лабиринт» приостановил свою деятельность. Купил путевку в Грецию на две недели, тут же ее полностью оплатил. Вместе с ней должна была лететь десятилетняя дочь. Перед поездкой они отправились за город, где практически не было связи. Меньше чем за 24 часа до вылета она приезжает в город и узнает, что компания приостановила свою деятельность. Причем узнает из СМИ…
|
---|
Вскоре после того как «Лабиринт» приостановил свою деятельность, представительство туроператора в Екатеринбурге в спешке покинуло офис на Розы Люксембург, 30. Причем вместе с паспортами туристов. По словам охранника, представительство туроператора задолжало денег за аренду офиса. |
— По договору, турагент должен был предупредить ее о том, что поездка не состоится. Почему он этого не сделал?
— Турагент утверждает, что он это сделал. Так это или нет, будем выяснять в суде. Дело в том, что закон не регламентирует, каким именно способом турагент должен был сообщить информацию туристу: письменно, по телефону… Пока я не могу утверждать, что уведомления не было вообще (об этом мне известно только со слов клиента), но письменного не было точно.
— Сколько вы хотите получить с турагента?
— Пока я бы не хотел называть сумму. Скажу, что эта сумма превышает стоимость тура в два раза. Речь идет о нескольких сотнях тысяч рублей. В эту сумму также входит моральный ущерб.
— Во сколько оцениваете моральный ущерб?
— 50 тысяч.
— Почему именно 50 тысяч?
— На самом деле просить можно сколько угодно. У судов есть свое видение того, сколько стоят моральные страдания. В каждом случае ставится вопрос об обоснованности заявленных требований. 50 тысяч — это средняя сумма. Истец один, но пострадавших двое. Поэтому сумма делится на двоих. В суде станет понятно, что на самом деле пострадало два человека — мой клиент и ее дочь.
|
---|
Руководителей «Идеал-тура» и подконтрольного ему «Лабиринта» арестовали заочно. Михаил Шаманов и Сергей Азарсков обвиняются в мошенничестве и объявлены в международный розыск. Однако даже если их найдут и привлекут к ответственности, пострадавшим туристам вряд ли удастся добиться от них вразумительных компенсаций. |
— Наверняка и раньше были случаи, когда турист пытался получить компенсацию не с туроператора, а с турагента. Такая практика успешна?
— Было очень интересное решение, причем наше, свердловское. Клиент пришел покупать тур в Таиланд. Сам он из Республики Беларусь, но живет в Екатеринбурге. В турагентстве ему сказали, что гражданину Белоруссии виза в Таиланд не нужна. Он оплатил тур, и тут ему приходит отказ из-за того, что у него нет надлежаще оформленных документов. Вопрос: кто несет ответственность? По закону — туроператор. Услуга не была оказана. Но суд решил, что туроператор оказал бы услугу, если бы у туриста была виза. По чьей вине виза даже не оформлялась? По вине турагента, который сообщил клиенту, что виза не нужна. То есть предоставил неверную информацию. В итоге Свердловский областной суд принял решение взыскать компенсацию с турагента.
— Положительное решение по вашему делу поможет другим туристам получить свои деньги с турагента? Появится прецедент?
— Прецедент может быть только в части введения в заблуждение клиента. Например, по поводу финобеспечения. Положительных решений по подобным делам в судах я еще не встречал. Что касается массовых исков к турагентам… Каждый иск все равно будет рассматриваться индивидуально. Все равно разбирательство будет. Но если в этом случае суд встанет на сторону потребителя, то я бы рекомендовал пострадавшим туристам внимательно посмотреть свои бумаги и показать документы специалистам. Мое личное мнение, что в большинстве случаев все-таки подобные нарушения есть. Что-нибудь да недоговорят.
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
Турагент (турагентство) - это лицо, которое продает вам турпродукт, сформированный туроператором.
Турагент - это продавец-консультант и кассир.
Услугу оказывает от своего имени ТУРОПЕРАТОР
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"
По сделкам с участием граждан-потребителей агент (посредник) может рассматриваться самостоятельным субъектом ответственности в силу статьи 37 Закона о защите прав потребителей, пункта 1 статьи 1005 ГК РФ, если расчеты по такой сделке совершаются им от своего имени. При этом размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения, что не исключает права потребителя требовать возмещения убытков с основного исполнителя (принципала).
Это значит, что агент отвечает только в размере своего агентского вознаграждения.
Игорь (kraev),
Действительно, это наиболее известная правовая позиция, на которую чаще всего ссылаются все турагенты.
Однако, она далеко не единственная. Иначе в подаче иска не было бы никакого смысла.
Более того, недопустимо использование данного подхода в качестве универсального (без учета конкретных обстоятельств дела).
Турагент виноват в том, что ввел потребителя в заблуждения (откровенно наврал). И в этом нет вины туроператора.
Это две диаметрально разные позиции
Хотел просто чтобы вы показали нам всем неведающим причинно-следственную связь между не указанием в договоре информации о туроператоре и отменой тура по причине банкротства оператора. Вас это любой судья в самую первую очередь спросит.
По поводу введения в заблуждение - тот тут тоже все натянуто, я так понимаю наименование туроператора звучало. Значит уже не врал, наврал бы если указал ООО "Ромашка". Тут просто не проинформировал в полном объеме. Про ИНН это ваши личные домыслы, в законе этого нет, да и указание ИНН для простого гражданина тоже особо ни чего не значит.
А вот способы связи с туроператором должны быть указаны. Хотя ответственность за нарушение этого требования закона не прописана.
Да и название статьи звучит как руководство к действиям, хотя в действительности просто ищите зацепки в договоре.
В общем, время и процесс покажут. Не добивается результата тот, кто ничего не делает.