Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вице-мэры прообещались: ЕТТУ защищает монополию московских рекламщиков

5 ноября 2014, 07:57
Вице-мэры прообещались: ЕТТУ защищает монополию московских рекламщиков
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru
Трамвайно-троллейбусное управление объявило очередной тендер на размещение рекламы на бортах вверенного ему подвижного состава. Но условия этого заказа таковы, что ни одного желающего поучаствовать в торгах опять не найдется.

На сайте госзакупок ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» разместило заказ на сумму более 64 млн рублей. Так ТТУ как бы ищет нового подрядчика, который будет размещать рекламу на бортах трамваев и троллейбусов Екатеринбурга.

Прежний партнер МУПа — компания «Гортрансреклама — Екатеринбург», напомним, работал с унитарным предприятием на странных условиях: без конкурса эта принадлежащая москвичам организация получила доступ ко всему подвижному составу аж на 15 лет. И продолжала бы спокойно платить ТТУ более чем скромный процент от продаж, если бы не вмешались журналисты и уральский «РосПил».

После того как координатор «РосПила» Екатерина Петрова отправила целую стопку жалоб в прокуратуру, УФАС и мэрию, а мы написали серию публикаций о грабительском договоре между столичной рекламной компанией и нищающим Трамвайно-троллейбусным управлением, в дело обещали вмешаться сразу два вице-мэра: Евгений Липович и Александр Высокинский. Первый на закрытом совещании анонсировал расторжение контракта с «Гортрансрекламой», а второй на публичной встрече с депутатами подавал это уже как свершившийся факт.

Но оба, как выяснилось, были неправы. Во-первых, договор с москвичами действует до сих пор. А во-вторых, на место «Гортрансрекламы» новый подрядчик не придет. Во всяком случае тендеры, которые объявляет ТТУ, этому никак не способствуют.

Странности в предложениях Трамвайно-троллейбусного управления начинаются с самой формы тендера. Он объявлен как закупка. К такой форме прибегают тогда, когда инициатор конкурса ищет подрядчика, чтобы дать ему денег. Но ТТУ, согласно условиям, напротив, надеется деньги получить, и во всех предлагающихся документах оно значится как «исполнитель», а не «заказчик».

Даже если не обращать внимание на форму запроса предложений (хотя только она сразу же отбивает всякое желание принять участие в таком кривом тендере), в документах конкурса нет банального указания срока договора — то есть рекламная компания должна отдать 64 млн рублей, а что она получит взамен — загадка.

Заявки принимаются до 11 ноября. Но уже сейчас ясно, что ни одного претендента на этот тендер не будет вообще. А объявили его только для того, чтобы объяснить рекламную монополию москвичей на местном рынке транспортной рекламы пассивностью других потенциальных подрядчиков, считает Екатерина Петрова. Она рассказывает: странным договором между ЕТТУ и «Гортрансрекламой» заинтересовались антимонопольщики. Сейчас УФАС и прокуратура как раз разбираются с этим делом. Они могут заставить муниципальное предприятие расторгнуть действующий договор и наложить на обоих его участников штрафы.

Екатерина Петрова, координатор проекта «РосПил» в УрФО:

— Я была на комиссии в УФАС. ТТУ там отбивается как может. Его представители упирают на то, что Трамвайно-троллейбусное управление — это МУП, имеющее право на коммерческую деятельность и не подчиняющееся правилам госзакупок. А «Гортрансреклама» предоставляет документы, согласно которым за последние 4 года на рекламе в екатеринбургских трамваях и троллейбусах эта компания заработала всего 10 млн рублей прибыли. 2,5 млн в год! Это очень мало. Я не верю в эти цифры. Скорее всего, они просто сидят на черной бухгалтерии.

Провалившийся конкурс на нового рекламного подрядчика может стать для ТТУ дополнительным аргументом в этом разбирательстве. Мол, чего вы хотите, если никому, кроме «Гортрансрекламы», борта трамваев не нужны?

Но, рассуждая о перспективах тендера, местные игроки рекламного рынка вспоминают последний конкурс на размещение рекламы в столичном метро, когда цена, по их словам, «взлетела до небес» — настолько, что выигравшая компания не смогла потом покрыть своих издержек. Зато муниципалитет неплохо заработал.

«А в конкурсе ТТУ лично я участвовать не хочу, просто потому что не понимаю, за что с меня просят 64 млн рублей инвестиций, да еще на падающем рынке», — комментирует руководитель одного из крупнейших рекламных агентств Урала. По его словам, если бы ТТУ действительно хотело зарабатывать на рекламе, то занималось бы этим самостоятельно, а сторонние компании привлекало бы в качестве агентов — с соответствующим вознаграждением в виде процента от продаж.