Раздел Бизнес
21 июля 2014, 13:58

Вице-мэры Екатеринбурга помогли ТТУ пустить рекламные деньги мимо бюджета

Вице-мэры Екатеринбурга помогли ТТУ пустить рекламные деньги мимо бюджета
Фото: архив 66.ru
Еще в 2011 году Евгений Липович обещал: рекламу на городском транспорте будут размещать строго через конкурс — чтобы бюджет зарабатывал на ней по максимуму. Но реклама в ТТУ так и осталась монополией, а дыры в бюджете только выросли.

Обещания городской администрации навести порядок в рекламной деятельности транспортных компаний сильно напоминают инициативы мэрии по очистке центра города от наружки. Деньги оказываются сильнее постановлений чиновников.

Буквально на днях мы опубликовали текст об удивительном мире рекламных бюджетов екатеринбургского Трамвайно-троллейбусного управления. Если коротко, получив доступ к документам ТТУ, мы посчитали, сколько муниципальное транспортное предприятие заработает на рекламе в салонах и на бортах трамваев и троллейбусов. А еще вычислили прибыль фирмы-посредника «ГорТрансРеклама», монополизировавшей этот сегмент наружки в Екатеринбурге.

Для наглядности выведенные суммы пересчитали в билетиках по 23 рубля. И получилось как-то совсем несправедливо.

По нашим скромным подсчетам (мы предположили, что рекламные места в трамваях и троллейбусах заняты лишь на 60%), благодаря волшебному прямому договору с ТТУ комиссия рекламщиков составляет более 80%.

Оказалось, что монополия «ГорТрансРекламы» установилась относительно недавно. До 2011 года с ТТУ работали две компании: «Эскиз регион» размещал рекламу на бортах, а компания «Абрис» развешивала листовки в салонах. Обе, по некоторым данным, были аффилированы с руководителями Трамвайно-троллейбусного управления — начальниками депо. Но эти контрагенты приносили бюджету до 30 млн рублей в год.

Мэрия их прогнала. Как обещал замглавы администрации Екатеринбурга Евгений Липович, новыми партнерами ТТУ должны были стать компании, выбранные «по результатам конкурса». То есть по плану все должно было стать прозрачно и честно: кто предложил муниципалитету больше денег, тот и размещает рекламу. Кумовство должны были ликвидировать, а прибыль транспортников от рекламы — увеличить.

Но вышло всё наоборот: вместо двух компаний с ТТУ работает одна. А прибыль Управления к 2014 году сократилась вдвое.

Об этом нам рассказали в уральском «РосПиле». Здесь темой странных распределений бюджетов от транспортной рекламы занимаются с 2010 года. И они, как и мы, тоже считают, что клеить рекламу на борта трамваев и развешивать ее в салоне надо на основе открытых конкурсов, в которых может принять участие любая компания. А прямые договоры, за скромную плату отдающие вагоны и троллейбусы в безграничное пользование, — это зло, проедающее дыру в городском бюджете.

Координатор «РосПила» Екатерина Петрова пыталась чиновникам эту простую мысль донести, отправляя им запросы и предложения. Активисты проекта составили по сути целый бизнес-план, предполагающий те самые открытые конкурсы и четко описывающий формулу, по которой выводится стоимость каждого рекламного места.

В 2011 году заместитель главы администрации Екатеринбурга Евгений Липович ответным письмом пообещал «РосПилу»: текущие контракты с рекламщиками ТТУ разорвет, а «в дальнейшем заключение договора будет проводиться по результатам конкурса» (простите за качество сканов — за давностью лет они существуют только в таком виде).

Обещание Липовича исполнили ровно наполовину. В судебном порядке Трамвайно-троллейбусное управление расторгло старые договоры. Но никакого конкурса не последовало. Вместо этого весь парк техники аж до 2025 года отдали выскочившей откуда ни возьмись «ГорТрансРекламе». Причем от смены контрагента бюджеты муниципальных транспортников только похудели. Нынешний посредник, напомним, в этом году отдаст муниципалитету 15 млн рублей.

Вот и выходит, что все в мэрии о несправедливых распределениях рекламных доходов знали, но никто ничего не сделал для того, чтобы ТТУ начало зарабатывать больше. А ему, напомним, деньги сейчас очень нужны: на компенсацию проезда льготников, на восстановление разваливающегося парка техники и на пополнение исхудавшего фонда оплаты труда.

Екатерина Петрова, координатор проекта «РосПил» в УрФО:

— Я понятия не имею, как так получается. Но варианта, по-честному, тут всего два: либо банальная лень и нежелание работать, либо личная корыстная заинтересованность.

Департамент управления муниципальным имуществом, который, по идее, больше других должен быть заинтересован в максимизации прибыли от эксплуатации городского транспорта, на рациональные предложения активистов почти никак не реагирует.

В ответ почтой шлют вежливые отказы.

Вообще, рассказывают, пока в мэрии проблемой транспортной рекламы озабочен только замглавы администрации Александр Высокинский (он, говорят, давно задает вопросы «Как так?» и «Где деньги?»). «РосПил» надеется обеспокоить еще и мэра Евгения Ройзмана. Так что ждите продолжения истории.