Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как построить креативный полигон на месте устаревших торговых рядов. Опыт новой команды ТЦ «Сити Центр»

20 февраля 2025, 16:42
Как построить креативный полигон на месте устаревших торговых рядов. Опыт новой команды ТЦ «Сити Центр»
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Прямо сейчас с «Сити Центром» — одним из старейших ТЦ Екатеринбурга — происходит эксперимент. Он незаметен с улицы, зато изнутри чувствуется, как крошечные бутики, где много лет торговали головными платками и кожаными перчатками, заполняются творческой энергетикой. Оператор планирует сделать здание центром общественной жизни.

Клуб строителей, известный теперь как «Сити Центр», меняет концепцию. Здесь будет деловой, культурный и общественный центр — то, что представляло из себя здание в самом начале. По крайне мере, об этом мечтают все причастные к этому проекту.

Туда за короткий промежуток времени переехали команды Фонда городских инициатив, «Дизайн-код Екатеринбурга», арт-пространства «Маркет Арка», книжного магазина «Буквально», промогруппы «Стая», Музея советского детства, центра поддержки и развития современного искусства «За арт» и многие другие. А вскоре там откроется уральский филиал Пушкинского музея.

История места

Здание построили по заказу профсоюза строителей. В 1930-е годы по всему Советскому Союза стали открываться клубы — универсальные центры для досуга людей. Такой объект появился и в Свердловске. Конкурс на проектирование выиграл московский архитектор Яков Корнфельд — один из видных конструктивистов своего времени.

Как построить креативный полигон на месте устаревших торговых рядов. Опыт новой команды ТЦ «Сити Центр»
Фото: Музей истории Екатеринбурга

Клуб строителей состоял из трех частей: в левом крыле работали кружки, в правом — концертная площадка, а в корпусе во внутреннем дворе — спортивные секции.

В 1943 году здание приспособили для киностудии, и здесь располагался павильон для съемок. После приватизации в 1990-е годы в бывшем клубе строителей открылся торговый центр. Здание до 2047 года арендует компания «Урал-премьер траст энд консалтинг».

Больше года назад администрация «Сити Центра» задумалась об изменении формата. Торговый центр со специфичным имиджем и еще более специфичной организацией пространства больше не мог конкурировать с современными моллами. У ТЦ давно сформировался свой клиент. Искать новых с помощью рекламных акций оказалось бесполезно. Трафик не рос, как и арендные платежи.

Как построить креативный полигон на месте устаревших торговых рядов. Опыт новой команды ТЦ «Сити Центр»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«У меня давний интерес к различным креативным пространствам. Бывал в разных странах и видел, как на месте старых заводов появляется что-то современное. Мне показалось, что «Сити Центр» — конструктивистский памятник в центре города — и культурная функция хорошо совместимы», — рассказывает Владимир Флеганов — креативный директор «Сити Центра».

Параллельно место под офис искал Фонд городских инициатив — объединение энтузиастов, которые занимались культурными проектами в доме Маклецкого.

Летом 2023 года веранда «Сити Центра» стала одной из площадок «Ночи музыки». Тогда Владимир Флеганов поделился мыслями с Арсением Негодяевым — диджеем и продюсером многих музыкальных мероприятий, а тот свел его с командой Фонда городских инициатив. Представления, как должен меняться торговый центр, у новых знакомых совпали, и так Фонд начал подыскивать новых резидентов и придумывать разные события.

Крупные резиденты

Сейчас самый крупный новый резидент «Сити Центра» — архитектурное бюро ULab (прежнее название — R1.Lab). Команде из 25 человек стало тесно в БЦ Clever Park, и они начали подыскивать новый офис. Требования — не меньше 200 «квадратов» и архитектурный вайб. По всем параметрам подошел бывший клуб строителей.

Компания, объединив пять бутиков, заняла площади на третьем этаже. Из окон прекрасно видно другое знаковое здание эпохи конструктивизма — гостиницу «Исеть».

«Это помещение мечты. И дело не в сохранившихся элементах интерьера (этого почти не осталось, так как здание неоднократно перестраивалось), а в организации пространства. Где еще найти вытянутое помещение с дневным светом с обеих сторон? Мы расставили столы в трех метрах друг от друга — так, чтобы повторить ритмику окон», — объясняет руководитель ULab Евгений Волков.

Как построить креативный полигон на месте устаревших торговых рядов. Опыт новой команды ТЦ «Сити Центр»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Чтобы привести помещения в порядок, компания потратила несколько миллионов рублей. Рабочие убрали перегородки, оставшиеся от предыдущих арендаторов, заменили пол, очистили потолок от следов протечек. В своем офисе ULab собирается проводить офлайн-встречи: лекции, дискуссии и воркшопы об архитектуре и урбанистике.

Как построить креативный полигон на месте устаревших торговых рядов. Опыт новой команды ТЦ «Сити Центр»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Весной в «Сити Центр» переберется уральский филиал Пушкинского музея (до 2020 года — ГЦСИ). Команда займет крыло вдоль проспекта Ленина. На первом этаже разместится выставочный зал, на втором — лекторий, на третьем — офисы сотрудников. Присутствие такого резидента поможет разнообразить событийную программу, признаются в Фонде городских инициатив.

Как построить креативный полигон на месте устаревших торговых рядов. Опыт новой команды ТЦ «Сити Центр»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

В торговом центре недавно прошел тематический постновогодний своп, куда можно было принести ненужные подарки для обмена.

«Мы хотели бы использовать внутренний двор — потенциально новое событийное место, которое подходит под проведение фестивалей и ярмарок. Там много пространства, а у наших резидентов есть возможность поставить там технику и шатер. Можно организовать что-то интересное», — делится планами Александра Мельникова, координатор команды Фонда городских инициатив и продюсер площадки.

Внутренние изменения

«Сити Центр» нуждается в перепланировке. Компаниям, которые перебираются туда, требуется помещения гораздо больше, чем существующая нарезка.

Как построить креативный полигон на месте устаревших торговых рядов. Опыт новой команды ТЦ «Сити Центр»
Фото: Музей истории Екатеринбурга

План первого этажа. Такие тесные комнаты не подходят под современные бутики.

«Начать можно с перепланировки офисов. А можно — освободить пространство, вероятно, потерять часть арендопригодных площадей, зато повысить проходимость и получить современное здание. В этом случае можно привлечь новых арендаторов. У администрации ТЦ есть такие амбиции, и они готовы идти на обновления. Например, организовать современный фудмаркет» — говорит Евгений Волков.

Места, чтобы поесть, тут действительно не хватает. В здании только небольшая кофейня, не способная обслуживать всех работников и посетителей. Поэтому у администрации ТЦ есть мысли разместить на террасах заведение по типу pop-up-бара. Веранды теоретически можно использовать для развлекательных мероприятий в выходные дни и летний сезон: обустроить зону с лежаками и мини-баром, где днем приятно читать книжки, а вечером — проводить вечеринки, объясняет задумку Владимир Флеганов.

Как построить креативный полигон на месте устаревших торговых рядов. Опыт новой команды ТЦ «Сити Центр»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Евгений Волков считает, что пятачок у трамвайного кольца — тоже потенциально хорошее место для летника в случае, если первый этаж займет ресторан: «Никого ведь не смущают столики, расставленные на противоположной стороне улицы?» Еще один вариант — проведение ярмарок и установка временных павильонов и фудтраков. Этот момент нужно согласовывать с городской администрацией — владельцем той земли.

Внешние изменения

«Одномоментных и глобальных преобразований ждать не стоит. Во-первых, мы ограничены в деньгах, работаем с тем бюджетом, который у нас есть, и не привлекаем стороннего финансирования. Во-вторых, мы имеем дело с памятником архитектуры», — признается Владимир Флеганов.

Реставрация объектов культурного наследия — кропотливая и длительная работа, требующая множества согласований. Специализированных организаций, допущенных до такой деятельности, в стране мало, поэтому ценник на их услуги можно смело умножать на два.

Как построить креативный полигон на месте устаревших торговых рядов. Опыт новой команды ТЦ «Сити Центр»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Объем, внешний вид здания, структура пространства здесь точно сохранятся. В ТЦ планируют поменять интерьеры — стиль пока находится в разработке. С фасадов, входных групп, а также оставшихся бутиков уберут пеструю рекламу, которая, как утверждают новые резиденты, отпугивает гостей. В планах — разработать единый дизайн-код и сделать лаконичные и стильные вывески.

Планы на будущее

Все причастные к проекту люди уверяют: трансформация «Сити Центра» — не смена «устаревших» торговцев на других, но «модных». Это еще одна попытка создать креативный полигон (многие тут с пренебрежением относятся к понятию «креативный кластер») не по государственному заказу, а ориентируясь на рыночную модель.

А скептики тем временем приводят аналогии с Домом печати и домом Маклецкого, которые когда-то тоже объединяли творческих людей, но где задуманное до конца довести не удалось.

«У нас есть понимание, куда мы движемся. «Сити Центр» должен стать деловым, культурным и общественным центром. Мы хотим объединить под своей крышей современные направления бизнес-деятельности, услуги, востребованные молодой аудиторией: одежда, типография, дизайн, танцы, вокал. А еще предоставить инфраструктуру для создания креативного комьюнити», — развеивает сомнения Владимир Флеганов.

Как построить креативный полигон на месте устаревших торговых рядов. Опыт новой команды ТЦ «Сити Центр»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Администрация ставит цель — за три года переформатировать и привести здание в порядок. За прошедший год в «Сити Центре» примерно 20% площадей заняли новые резиденты. Во многом помогает эффект сарафанного радио и связи в тусовке.

«Всех потенциальных нанимателей мы просим продумать техническую составляющую, как они собираются разместиться в нестандартном здании. Интересуемся, как давно существует компания, какие у нее планы. Потом приходим к обсуждению, как существующие резиденты могут взаимодействовать с новым проектом», — рассказывают в Фонде городских инициатив.

Нынешние арендаторы

В «Сити Центре» не собираются внезапно выгонять текущих арендаторов, которые по тем или иным причинам не подходят под новую концепцию. Как обещают, с каждым из них проведут работу по адаптации или предложат варианты в других местах. Арендаторы разделились на две группы. Многим изменения приходятся по вкусу, другим — нет.

Как построить креативный полигон на месте устаревших торговых рядов. Опыт новой команды ТЦ «Сити Центр»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«Есть постоянные покупатели, которые ходят к нам уже десять лет. Наверное, не просто так. Пускай будет разнообразие: это только на пользу покупателю. А вообще жаль, что малый бизнес вынужден выживать в таких условиях», — говорят продавцы в этих магазинах.

В тему: