Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Девелопер и чиновник назвали два способа спасения 700 памятников архитектуры в центре Екатеринбурга

2 октября 2024, 20:48
Девелопер и чиновник назвали два способа спасения 700 памятников архитектуры в центре Екатеринбурга
Фото: Антон Буценко, архив 66.RU
Первый — это вписать все памятники в проекты девелоперов до начала их реализации. Такие усадьбы потом можно будет приспособить под рестораны или музеи. Второй — восстанавливать усадьбы и отдавать или продавать их тем, кто мечтает жить в историческом доме.

Из 800 охраняемых памятников архитектуры Екатеринбурга около 700 находятся внутри улиц Московской, Челюскинцев, Восточной, Ткачей, Фурманова. Этот «утюг» принято считать центром города. Каждый из них можно вписать в новый девелоперский проект, считает начальник отдела государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Максим Семериков. Такое мнение спикер выразил на панельной дискуссии РБК Екатеринбург «Каким должен быть центр Екатеринбурга? Архитектура и инфраструктура» на площадке форума «100+ TechnoBuild».

В своем развитии Екатеринбург прошел четыре этапа:

  1. горный город XVIII века (сохранились фрагменты Плотинки);
  2. уездно-купеческий Екатеринбург. Осталось достаточно купеческих особняков и целостные фрагменты исторической застройки того периода;
  3. советский период со сталинским ампиром;
  4. современный, постиндустриальный город.

«Вопрос в том, как уездный город XIX века вписать в постиндустриальный Екатеринбург с его потребностью в уплотнении. Есть три подхода. Первый — ввести на территории «утюга» единые регламенты и зоны, которые не позволят строить ничего выше исторических зданий. То есть фактическую консервацию. Второй — превратить памятники в элементы малых архитектурных форм на фоне высотной и масштабной застройки. Третий — учитывать в будущем проекте застройки с самого начала», — рассказал Семериков.

По словам эксперта, девелоперы начали склоняться к третьему подходу и вписывать сохранившиеся исторические памятники в свои проекты, приспосабливать их под новые функции.

«Приспособить можно практически все объекты культурного наследия. Вопрос экономики — но это не совсем наша компетенция», — добавил Семериков.

Вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Андрей Бриль согласен, что памятники архитектуры можно восстанавливать. Но только с одной целью — возвращать им первоначальный функционал. Делать из особняка ресторан или музей, по его мнению, сложно, дорого и бессмысленно.

«Предложениями превращать жилые усадьбы в рестораны наше охранное законодательство сознательно убило эти памятники до того, как их снесли. В Иркутске есть прекрасный пример, когда людям отдали дом купца Винтовкина, они его восстановили и живут. Главное, чтобы у памятника появилась жизнь. Сегодня это кладбище, это гробы», — считает Бриль.

В панельной дискуссии «Каким должен быть центр Екатеринбурга? Архитектура и инфраструктура» приняли участие представители власти и ключевые девелоперы:

  1. заместитель главы администрации Рустам Галямов
  2. председатель городской думы Анна Гурарий
  3. начальник отдела государственной охраны объектов культурного наследия Максим Семериков
  4. генеральный директор «УГМК-Застройщик» Евгений Мордовин
  5. генеральный директор FORUM Сергей Мямин
  6. директор PRINZIP Геннадий Черных
  7. генеральный директор TEN Юрий Романович
  8. создатель ARCHINFORM Тимур Абдуллаев
  9. президент «Гильдии строителей Урала» Вячеслав Трапезников
  10. председатель совета директоров «Корин холдинг» Андрей Бриль
  11. представитель Группы «Самолет» Георгий Шулев
  12. директор по проектированию и продукту «Атомстройкомплекса» Екатерина Спирина

Подробнее о том, как прошла встреча, читайте 3 октября на 66.RU и РБК Екатеринбург.

  • В реставрации, по разным оценкам, нуждаются от 20% до 50% памятников, находящихся на балансе Екатеринбурга. Часть исторических особняков восстанавливают за бюджетный счет. Часть — мэрия продает на торгах или сдает в аренду.
  • По мнению главы Гильдии строителей Урала Вячеслава Трапезникова, в России нет работающего инструмента по сохранению объектов культурного наследия. Нынешнее законодательство не дает инвесторам простора с точки зрения приспособления таких зданий для современного использования.
  • Большинство объектов культурного наследия в городе нуждается в восстановлении. Работать приходится зачастую уже с руинами. Это сложно, долго и дорого. Некоторые городские усадьбы уже почти удалось восстановить и открыть там ЗАГС или ресторан.