«Никакого праздника»
Первую детскую площадку в России открыли в 1894 году в Санкт-Петербурге благодаря финансовой помощи последней царской семьи. Газеты писали, что на открытии детей угощали чаем и булочками (давка на Ходынке императора Николая II, видимо, ничему не научила). Через несколько лет такие площадки появились в Москве, Киеве, Твери, Ярославле, Самаре, Саратове, Томске и Иркутске.
К началу Первой мировой войны в стране было уже больше сотни подобных зон для отдыха и творчества детей. Все их строили на средства меценатов и благотворителей по инициативе обычных горожан. Но главная цель создания таких площадок была не игры и отдых подрастающего поколения, а профилактика детских заболеваний и детской преступности. Время-то было непростое: рабочий люд трудился с утра до ночи, а дети из бедных семей слонялись по подворотням.
После революции беспризорников в стране меньше не стало, но благодаря ближайшей соратнице вождя мирового пролетариата и по совместительству заместителю наркома народного просвещения Надежде Крупской детские площадки стали строить везде — в парках и скверах, при школах и детсадах.
Фото: архивы пользователей портала pastvu.com для 66.RU |
---|
Правда, работали они только летом, во время каникул, а чтобы попасть на площадку, требовалась регистрация. В анкету вносились данные об уровне доходов семьи, роде занятий родителей, состоянии здоровья ребенка. Учитывая, что дети приходили играть десятками, а иногда и сотнями, получалось масштабное социологическое исследование.
На площадки брали всех: от дошкольников до подростков. При этом максимальное количество посетителей на больших площадках могло достигать 150 человек. И, нет, никакого массового веселья и игр там не было. Потому что детские площадки того времени — это огороженные участки, где стояли беседки с игрушками и столы, за которыми с детьми занимались педагоги. По итогу работы они составляли отчеты и публиковали их в виде брошюр для распространения полезного опыта и анализа ошибок. В общем, как говорит девочка в знаменитом видео на YouTube, «никакого праздника».
«Готов к труду и обороне»
Фото: архивы пользователей портала pastvu.com для 66.RU |
---|
Первые стационарные конструкции на детских площадках Союза появились только в 30-х. Дело в том, что в этот период в школах и профессиональных организациях ввели программу физкультурного развития «Готов к труду и обороне СССР» — спорт в те годы пропагандировали массово, особенно среди подрастающего поколения. Поэтому на детских площадках стали появляться турники и другие конструкции для работы с собственным весом. Для тех, кому качать бицепсы было пока рановато, ставили горки, песочницы и карусели.
С учетом того, что в те годы в мире главенствовала идея о том, что дети должны играть с натуральными материалами и окружающей средой — площадки делали из дерева, как из самого натурального и доступного материала.
Фото: архивы пользователей портала pastvu.com для 66.RU |
---|
Игровые зоны появились у школ и в парках культуры, и на них год от года становилось все меньше воспитателей. Возможно, потому что площадки стали работать круглогодично, а значит, на них было больше взрослых, которые стали сами присматривать за детьми. Постепенно детские дворовые пространства стали местом для встреч с соседями. Так появлялись новые городские традиции.
«Мама, я хочу быть космонавтом!»
В развитии детских площадок новый этап наступил после Второй мировой войны. Причин этому несколько. Во-первых, за время войны советские воины успели посмотреть, как живут и растят детей на Западе. Во-вторых, у власти появился новый запрос — на развитие патриотизма и национального самосознания. Во всем. Даже в малых архитектурных формах, ориентированных на детей.
Так, детские площадки не только приблизились по оснащению к европейским аналогам, но и обрели русские национальные мотивы: появились деревянное зодчество и образы из русских сказок.
Фото: архивы пользователей портала pastvu.com для 66.RU |
---|
Но послевоенный бум на рост типового жилья и микрорайонов потребовал, с одной стороны, резкого увеличения числа площадок для детей, а с другой — их упрощения для тиражирования. Скульптуры сменились более абстрактными формами, а разработкой проектов стали заниматься не архитекторы-ландшафтники, а ЖЭКи. И если до появления микрорайонов детские площадки обычно открывали в парках и у школ, то теперь они появились во дворе каждой новой многоэтажки.
Проще говоря — площадок для детей стало намного больше, но стали они хуже и тоскливей. В основном на них ставили промерзающие зимой металлические конструкции, которые перед каждым началом летнего сезона приходилось перекрашивать, чтобы скрыть следы ржавчины.
Фото: архивы пользователей портала pastvu.com для 66.RU |
---|
Опыт «площадок приключений», распространенных в некоторых странах Европы, где дети должны были сами создавать себе сценарии для игр из подручных материалов, в СССР не прижился — положа руку на сердце, дети и так находили где соорудить хижину из досок, пробирались на стройки и прыгали по крышам гаражей.
Позже, в эпоху развитого социализма в дизайне площадок появилась мода на металлические силуэты животных. А с разгаром холодной войны и освоения космоса добавились мотивы ракет и космических кораблей. Но подобные объекты характерны не только для СССР. Ракеты в песочницах в те годы можно было встретить в США, Новой Зеландии, Великобритании, Германии, Канаде и других странах. Так что советские дети, мечтавшие стать космонавтами, оказались в этом желании не одиноки.
Фото: архивы пользователей портала pastvu.com для 66.RU |
---|
Впрочем, были в те годы и исключительные площадки. Правда, появиться они могли, только если сошлись два фактора: желание архитектора или художника разработать что-то новое и политическая воля. Часто последняя зависела от директоров предприятий, которые обеспечивали своих сотрудников жильем: они не хотели, чтобы их дети играли на типовых площадках. Одна из самых известных нетипичных площадок в СССР — сказочный деревянный городок в Ижевске, который построили для детей работников местного завода по проекту архитектора Геннадия Галанина. На строительство городка, за который автор позже получил государственную премию, ушла неделя. Простоял же он 25 лет.
Фото: архивы пользователей портала pastvu.com для 66.RU |
---|
Но это все же исключения. В общем же: чем более массовым было строительство, тем более типовыми становились площадки. Обычный набор элементов на них: карусели, железные горки, качели-бревнышки, песочница и качель, на которой самые бесстрашные делали «солнышко».
Новый виток в развитии советских площадок мог бы наступить после 1986 года, когда по инициативе журнала «Декоративное искусство СССР» прошла дискуссия с участием специалистов и проектных институтов, посвященная игровым зонам. Для них подготовили новые рекомендации и эскизные проекты, но в силу исторических перипетий они не были реализованы.
Фото: архивы пользователей портала pastvu.com для 66.RU |
---|
Новое детство
С распадом СССР создание новых детских площадок прекратилось почти на десять лет, а существующие пространства все реже и хуже ремонтировались (а иногда и вовсе не).
Новые дома в те годы строили определенным контуром, чтобы закрывать периметр и дворовые пространства — люди стали переживать за безопасность детей. Но, несмотря на новую застройку того времени, во дворах все равно был стандартный набор элементов, который не занимал ребенка больше чем на пару часов.
Фото: архивы пользователей портала pastvu.com для 66.RU |
---|
Стандарты же для игровых детских площадок, которые действуют до сих пор, появились только в 2003 году. Главным их принципом стала безопасность, а типичная детская площадка начала XXI века превратилась в типовой набор ярких элементов из пластика. Впрочем, это касается только старых жилых комплексов.
Фото: архивы пользователей портала pastvu.com для 66.RU |
---|
В начале нулевых в городе началась массовая застройка. То тут, то там появлялись новые проекты, интересные жилые комплексы. Но девелоперы тогда еще продавали только квадратные метры, а не инфраструктуру и дворы, которые с каждым годом становились все меньше и меньше.
«В какой-то момент дворы стали настолько бетонными, что у покупателей возник вопрос — а где же зелень? И сначала они начали искать новое жилье рядом с парками, а затем и застройщики — оценив спрос — принялись превращать дворовые пространства в парки», — рассказывает генеральный директор студии ландшафтных решений Urban Green Юлия Сорокина.
Так, во дворах новостроек стали появляться не просто детские площадки, а полноценные зеленые общественные пространства, где место для себя могли найти представители всех возрастных групп.
Фото: архивы пользователей портала pastvu.com для 66.RU |
---|
Изменилось не только наполнение дворов, но и сами элементы благоустройства для детского досуга. Благодаря психологам, они стали экологичными и развивающими.
«Детские площадки должны развивать творчество. Ребенок не должен сразу понимать, что делать с тем или иным игровым элементом. Более того, в идеале, если в один день один и тот же элемент может быть для ребенка космическим кораблем, а в другой — подводной лодкой. Идеальная площадка сочетает пространства для активных и спокойных игр, позволяет играть одному и в компании. Но она также не забывает о родителях: им должно быть комфортно как присоединиться к игре, так и спокойно понаблюдать за ней со стороны», — объясняет Сорокина.
Фото: архивы пользователей портала pastvu.com для 66.RU |
---|