В Чкаловском районном суде идет процесс по делу о строительстве крематория на Димитрова, 72 (Химмаш) возле Нижне-Исетского кладбища. Коллективный иск к компании «Апельсин-С», которая организовала частный крематорий на месте бывшего гаража для уборочной техники, подали местные жители. Против также выступает мэрия Екатеринбурга.
Представитель департамента архитектуры городской администрации Ольга Шевцова во время заседания заявила, что муниципалитет не выдавал «Апельсин-С» разрешение ни на строительство гаража, ни на строительство крематория. Но, как уточнил юрист ответчика Николай Размочкин, в 2021 году эти вопросы были в ведении министерства строительства Свердловской области — туда компания и обращалась. На уровень города эти полномочия перешли только 1 января 2022 года.
По городским правилам землепользования и застройки назначение земли (СО-3 — «Зона иных объектов специального назначения») позволяло возвести на участке «вспомогательный объект — гараж», продолжил Николай Размочкин. В областном минстрое на запрос «Апельсин-С» ответили, что разрешение на строительство гаража не требуется.
Позже, в связи с пандемией covid-19 и большой загруженностью муниципального крематория на Сибирском тракте, учредители компании решили открыть новый крематорий.
«Муниципальный крематорий на Сибирском тракте работает с большой загрузкой, порядка 95–100%, что сокращает срок службы печей и другого оборудования, а ремонтировать его будет проблематично в условиях санкций, поскольку печи 1982 года выпуска, чешского производства. Новый крематорий — более простой в обслуживании и ремонте. Преимуществом нового технологичного крематория, помимо экологических стандартов, является время сжигания в его печах — 1 час 15 минут против двух часов в старом крематории. Процесс полностью автоматизирован», — рассказывала директор «Апельсин-С» Яна Гортовина.
В компании разработали проект и техническое заключение по изменению целевого назначения помещений гаража и снова обратились в региональный минстрой за разъяснением о необходимости получения разрешения на строительство или реконструкцию. В министерстве уточнили, что при смене целевого назначения помещений это не нужно.
В Росреестр внесли изменения о переназначении гаража в здание крематория. Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, на участке можно вести ритуальную деятельность. В частности, размещать крематорий.
Еще одна претензия противников крематория — его работа будет вредить окружающей среде, а значит, представлять угрозу жителям района и города. В доказательство юрист истцов Юлия Реутова предоставила результаты замеров воздуха в 500 метрах от объекта. По ее словам, еще до начала работы крематория концентрация вредных веществ на участке была превышена в два раза.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В крематории установили двухкамерные печи с дожигом и современными очистными сооружениями, которые не наносят вред окружающей среде. |
Николай Размочкин в ответ обратил внимание суда, что замеры делали неисправным газоанализатором. В предоставленном документе сказано, что воздух проверяли 22 марта, а сертификат на прибор действовал до 13 марта.
«Федеральным законом о погребении и похоронном деле предусмотрено, что вновь создаваемые места погребения должны находиться на расстоянии не менее 300 метров от границы селитебной территории (земли, предназначенные для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц, площадей). Исходя из информации, предоставленной ответчиком, данное расстояние не соблюдено, а строительство крематория незаконно», — добавила Ольга Шевцова.
Ответчики уточнили, что общество разработало проект санитарно-защитной зоны, получено экспертное заключение (выдано ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области») и санитарно-эпидемиологическое заключение областного управления Роспотребнадзора.
В документе Роспотребнадзора сказано, что устанавливать санитарно-защитную зону не нужно, потому что работа крематория не будет вредить окружающей среде. Санитарная зона определена в границах земельного участка.
«По результатам проведенных расчетов рассеивания приземных концентраций загрязняющих веществ, в атмосфере не формируются уровни химического и физического воздействия, превышающие санитарно-эпидемиологические требования», — говорится в заключении ведомства.
Представители «Апельсин-С» рассказывают, что крематорий соответствует пожарным, санитарным, экологическим и строительным нормам. Ростехнадзор выдал свидетельство о регистрации опасного объекта, а сотрудники прошли обучение и сдали квалификационные экзамены для работы с газовым оборудованием.
Следующее заседание суда пройдет 14 апреля. Судья Артем Усачев по просьбе ответчиков привлечет к делу третьих лиц — Центр эпидемиологии и благополучия населения Свердловской области, а также региональное министерство строительства и развития инфраструктуры.