В восточной части Екатеринбурга, вдоль участка ЕКАД, появится гигантский индустриальный комплекс. В первую очередь девелопер — PNK Group — построит склад для магазинов Fix Price площадью 60,8 тыс. кв. метров, в перспективе логистический парк можно будет расширить еще на 260 тыс. кв. метров.
Недавно администрация Екатеринбурга выдала федеральному девелоперу разрешение на строительство универсального индустриального здания. Оно действует до 19 марта 2023 года.
О сделке между PNK Group и Fix Price стало известно в октябре прошлого года. Оценочная стоимость строительства — около 4 млрд рублей. Площадка станет вторым складом дискаунтера в Свердловской области (первый, площадью в 22 тыс. кв. метров, находится в Косулино). Новый комплекс будет ориентирован на обслуживание Уральского и Сибирского федеральных округов, а также закроет складские потребности сети на рынке Казахстана.
Для логистической недвижимости прошлый год был более предсказуемым, чем для рынка жилья. После введения западных санкций и ухода иностранных компаний владельцам недвижимости понадобилось какое-то время, чтобы перестроить работу на внутренний спрос (что сказалось на объемах инвестиций в новые площади). Зато потом сегмент уже в меньшей степени зависел от решений политического и военного руководства страны.
Активность и оптимизм индустриальных девелоперов подтверждаются цифрами. В прошлом году компании приступили к строительству нескольких крупных логистических объектов:
- компания «Девелопмент-Е» построит 59 тыс. кв. метров складских площадей в логопарке «ЕКАД-Южный»;
- компания «Электрические технологии» построит 35 тыс. кв. метров складских площадей вдоль Старого кольцовского тракта;
- компания «Евродом-Групп» построит 31,5 тыс. кв. метров складских площадей восточнее Кольцово;
- «Екатеринбургский транспортный терминал» построит 22,5 тыс. кв. метров складских площадей на территории ТЛЦ «Уральский»;
- компания «Оптово-распределительный центр» построит 22,5 тыс. кв. метров складских площадей в районе развязки Кольцовского тракта и ЕКАД;
- компания «Адва» построит 21 тыс. кв. метров складских площадей восточнее Кольцово;
- компания «Строймонтаж» построит 14 тыс. кв. метров складских площадей вдоль Базового переулка;
- компания «Стройтэк» построит 12,5 тыс. складских площадей на улице Монтажников и 11,5 тыс. кв. метров складских площадей вдоль Сибирского тракта;
- компания «Терра» построит 11 тыс. кв. метров складских площадей в логопарке «ЕКАД-Южный».
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Потенциально индустриальной недвижимости в Екатеринбурге станет еще больше. Например, в приведенном выше списке нет фулфилмент-центра Wildberries. Для него подобрали участок в лесном массиве за Шарташом, но пока не оформили разрешительную документацию.
Опрошенные 66.RU эксперты считают, что у инвесторов в складскую недвижимость хорошие перспективы в Екатеринбурге.
Валерия Козлова, президент Уральской палаты недвижимости:
— Складская недвижимость и в предыдущие «пандемийные» годы, и в прошлом году показала себя как один из самых устойчивых сегментов рынка недвижимости. Очень высокий потенциал роста — это одна из основ такой устойчивости. Безусловно, рынок претерпел некоторые потрясения, в первую очередь из-за ротации арендаторов: из качественных складских комплексов мигрировали крупные сети. Но доля свободных помещений в этом сегменте составляла менее 5% и высвободившиеся площади достаточно быстро заполнились теми, кто давно стоял в листах ожидания.
По словам Валерии Козловой, инвесторы охотно вкладываются в покупку участков вдоль автомагистралей, развязок и с доступом к железнодорожным путям. В большинстве случаев речь идет о масштабных проектах.
С точки зрения спроса внимание сейчас сосредоточено на отдельно стоящих зданиях производственно-складского назначения площадью до 1500 кв. метров и готовых складов до 10 000 кв. метров.
«Доля стоимости аренды в затратах не доминирует и часто колеблется в диапазоне 2–10%, поэтому сейчас идет не конкуренция ставок, а конкуренция локаций. В Екатеринбурге традиционно дефицит складов внутри города (даже небольших районных складов). Если клиенты просят быстро найти склад в черте города, это все еще почти невыполнимая задача», — подчеркнула Козлова.
Как ожидается в этом году (как и в минувшем), драйверами роста рынка станут онлайн-продажи и логистические операторы. Цепочки поставок в торговле стали сложнее и менее предсказуемыми, склады нужны, чтобы хранить больше запасов, поэтому ряд компаний нарастил объем арендуемых площадей.