В отдельных моллах доля пустующих площадей превысила 20%, а трафик упал на 20–30%. Кризис вынуждает владельцев принимать неожиданные, на первый взгляд, решения: перепрофилировать помещения под хостелы и коворкинги, а также продавать торговые центры девелоперам под жилищное строительство.
В Екатеринбурге снос торговым центрам не грозит. По крайне мере, пока. На круглом столе «Коммерсанта» «Ритейл: итоги года» участники рынка рассказали, как они собираются адаптироваться к непростым временам.
На протяжении пяти последних кварталов объем торговых площадей в Екатеринбурге практически не менялся. Глава Уральской палаты недвижимости Валерия Козлова связывает это с тем, что отрасль все еще испытывает последствия пандемии, а также с увеличением доли интернет-торговли. По данным УПН, объем вакантных площадей колеблется от 7% до 18%.
Часть иностранных компаний окончательно ушла из России, часть — пережидает острую фазу конфликта на Украине, а кто-то продает бизнес российским партнерам и проводит реструктуризацию. Этот процесс, по мнению Валерии Козловой, может продолжиться и в 2023 году, поэтому непростой период для торговых центров, возможно, продлится еще пару лет.
Собственники крупных торговых объектов не могут спрогнозировать, как ситуация будет развиваться по динамике арендных ставок.
— Если раньше размер арендной платы зависел от товарооборота конкретной точки, то сегодня компании, которые временно приостановили работу, платят минимальные платежи. Кому-то удалось договориться, что плата будет равна средней по итогам предыдущих лет, кому-то — нет. В результате владельцы недвижимости, в надежде, что бренд вскоре откроется, соглашаются на минимальную ставку или сумму, покрывающую эксплуатационные платежи. Лишь бы площади не перешли в статус вакантных.
Управляющие торговыми центрами фиксируют тенденцию: пул арендаторов сужается. На сегодняшний день ушедшие международные бренды новые игроки заменить не смогли.
— Компании из «дружественных стран», которые присматриваются к нашему рынку, не торопятся заключать договоры. Они хотели бы диверсифицировать свои риски, переложить ответственность, в том числе инвестиционную составляющую, на плечи своих партнеров в России. Да, мы видим, что международные бренды после паузы открываются под новой вывеской через своих партнеров, но их емкости и финансовых ресурсов недостаточно, чтобы покрыть все освободившиеся площади.
Свои сложности есть и у арендаторов: из-за того, что логистика стала долгой и дорогой, существуют проблемы с поставками и наполнением полок. В результате новая коллекция, которую должны завезти в октябре, приходит на склады в середине ноября.
Еще один момент: падение выручки арендаторов по сравнению с двумя предыдущими годами.
«Есть примеры, когда показатели сопоставимы с прошлогодними, но это связано с ростом цен на товары из-за удорожания логистики и стоимости от поставщиков. Эти процессы прежде всего отразились в чеке», — подчеркивает Павел Изотов.
Параллельно люди стали меньше посещать торговые центры. Из-за падения реальных доходов горожане перешли на осознанное потребление. Это значит, что они приходят за конкретным товаром и не готовы находиться в молле целый день. К тому же из развлекательной части практически исчез поход в кинотеатр: то, что предлагают отечественные кинопрокатчики, не способно удовлетворить спрос россиян.
В этом году было два всплеска интереса к торговым центрам: в апреле, когда прошел первый шок и люди адаптировались к ситуации, и в августе-сентябре, когда родители закупали товары к школе для детей.
Крупные торговые центры оказались наиболее чувствительными к мировой обстановке. До февраля, например, Veer Mall имел солидный пул предварительных соглашений с федеральными и международными операторами, но сейчас процесс запуска новых магазинов поставлен на паузу.
Поэтому на сегодняшний день перед собственниками торговых объектов встала задача насытить вакантные площади интересными вещами, которые, с одной стороны, улучшат настроение посетителей, а с другой — дадут стимул для последующих покупок.
В «Европе» рассчитывают, что трафикогенератором станут новые рестораны. В течение года там открылось несколько точек Кирилла Шлаена.
— Мы фиксируем спрос на рестораны. Количество гостей стабильно превышает количество посадочных мест. Это значит, что люди хотят получать хорошие эмоции и впечатления. Клиент, может быть, в этот же день и не совершит покупку, но, прогулявшись по холлам и зацепив взглядом витрины, испытает желание вернуться.
Еще торговые центры, чтобы удержать посетителей, переоборудуют помещения в культурные пространства: под выставки, книжные магазины.
Другие торговые центры реализуют совместные проекты с властями. Так, в Veer Mall заработали площади, где начинающие предприниматели бесплатно могут представлять свою продукцию. Как утверждает Павел Изотов, это в большей степени социальный проект — чтобы помочь окрепнуть локальным брендам.
— Мы много сил и времени тратим на организацию и проведение различных мероприятий (недавно прошла встреча с балериной Анастасией Волочковой). Мы запустили бесплатный коворкинг и центр скалолазания. Во второй половине следующего года заработает новая точка притяжения. Это нужно, чтобы нарастить поток посетителей, стабилизировать его и сделать так, чтобы они к нам вернулись.
Пока участники рынка не думают, что в ближайшее время торговые центры придется закрывать. Есть разные мнения относительно того, когда объект можно считать проблемным. В частности, называются цифры в 50–70% вакантных площадей. Другие важные факторы: уровень эксплуатационных расходов и закредитованность.