Под конец 2020 года негативный эффект растущих цен перевесил плюсы низких ставок. Главным критиком ипотеки с господдержкой стала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Она заявляла, что ажиотажный спрос в некоторых регионах привел к неоправданному росту цен, основными бенефициарами которого стали застройщики.
Несмотря на это, программу дешевых жилищных кредитов неоднократно продлевали. Последний раз — после повышения ключевой ставки. Один из опрошенных 66.RU застройщиков сомневается, что льготная ипотека в ее нынешнем виде сохранится после 31 декабря. И дело не столько в том, что о возможном сворачивании программы объявил замминистра финансов — это, скорее, связано с желанием властей проверить реакцию рынка, — сколько в том, что заботы у государства нынче иные.
«Подготавливать отрасль к работе в новых условиях начали осенью, — продолжает девелопер. — На 100+ Forum TechnoBuild замминистра строительства РФ Никита Стасишин не дал гарантий, что господдержка сохранится. Зато сказал, что «нужно пережить время, чтобы люди снова начали думать о покупке жилья». Исходя из этого заявления, я делаю вывод о том, что наша ближайшая забота — завершить начатые проекты».
Логика в решении отменить льготную ипотеку есть. В пользу этого существует как минимум три аргумента.
За три года цены выросли в полтора раза
Стоимость квадратного метра в новостройках сильно выросла. В Екатеринбурге, например, с момента запуска льготной ипотеки квартиры подорожали на 57%.
Фото: архив 66.RU |
---|
Да, эта мера в период пандемии спасла стройкомплекс, но за три года так и не стала инструментом развития, считает глава аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков.
«Льготная ипотека» […] не смогла запустить процесс быстрого роста предложения. Шаблонные решения на уровне страны привели к искаженным эффектам для отдельных рынков. Итог — чрезвычайно высокая зависимость строительного сектора от непрогнозируемых политических решений», — пишет он.
У государства сместились приоритеты
Государство тратит огромные суммы, чтобы возместить банкам разницу между пресловутыми 7% и рыночными 11%. Например, в сентябре высокопоставленный лоббист программы, вице-премьер России Марат Хуснуллин, сообщил, что до конца года на субсидирование льготных займов выделят 56 млрд рублей.
Между тем, как напоминает независимый финансовый аналитик Константин Селянин, в 2022 году дефицит федерального бюджета достигнет 1,3 трлн рублей, а в 2023 году — 2,9 трлн рублей.
«Субсидирование ставки обходится государству в существенные деньги: сотни миллиардов рублей ежегодно. Если раньше власти могли себе это позволить, то сегодня, видимо, нет. Откуда брать средства? Сокращать траты на образование, медицину или спецоперацию? Таким образом, придется или отказываться от программы, или ее серьезно урезать», — рассказал он 66.RU.
Это значит либо приближать льготную ставку к рыночным условиям, либо вводить дешевые жилищные займы более адресно, для определенных категорий населения, как в случае с программами дальневосточной и семейной ипотеки.
Поддержка строителей сохранится
Отмена льготной ипотеки (если это произойдет) не означает, что господдержка стройкомплекса прекратится. Она останется, но в другом виде.
Например, с 1 января в стране начнет действовать пятилетняя программа «Строительство», которая подразумевает важные изменения: сокращение инвестиционно-строительного цикла, упрощение административных процедур, ускорение процессов перевода земли под застройку и так далее.
Кроме того, власти смещают фокус внимания на другие инструменты, которые помогут девелоперам не снижать темпы строительства. Речь о так называемом «инфраструктурном меню», позволяющем создавать вокруг домов необходимую для жизни инфраструктуру: сети, дороги, школы, детсады, больницы.
«Мы вкладываем большие деньги через инфраструктурные кредиты, облигации, средства Фонда национального благосостояния, прямое финансирование нацпроектов, программу «Стимул» и программу по переселению из аварийного жилья. Все это должно привести к кратному увеличению не только жилищного строительства, но всего строительства в целом, в том числе дорожного», — говорил на 100+ Forum TechnoBuild уже упомянутый выше Никита Стасишин.