Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кто и за чей счет должен строить школы? Чиновники и девелоперы города спорят о социальной ответственности

Кто и за чей счет должен строить школы? Чиновники и девелоперы города спорят о социальной ответственности
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Если полуторачасовую встречу на форуме 100+
попробовать уложить в минутное описание, то выглядела бы она как игра в пинг-понг между застройщиками и чиновниками: у нас денег и земли нет — земля и не нужна; школ нет на карте в Генплане — все там есть, просто население слишком быстро растет; дайте нам снести старое и построить новые школы — нет таких полномочий; напишите нормативные акты — а девелоперы откажутся их выполнять.

Панельная дискуссия «Новые возможности развития сети детских школ искусств» на форуме 100+ на первый взгляд не таила никаких неожиданностей. Однако прошла в лучших традициях Градсовета середины 2010-х годов. Сессия обнажила многолетний конфликт застройщиков и мэрии.

Встреча началась с презентационного ролика управления культуры Екатеринбурга о том, как много разнообразных школ искусства работает в городе, о высоком конкурсе на поступление, блестящих преподавателях с их наградами, а также об открытии новых площадок.

Даже сомодератор — вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов Андрей Бриль — начал свою речь с того, что школы, спортивные комплексы и культурные учреждения повышают привлекательность районов и жилых кварталов, являясь для застройщиков конкурентным преимуществом.

Кто и за чей счет должен строить школы? Чиновники и девелоперы города спорят о социальной ответственности
Фото: Антон Буценко 66.RU

Начальник департамента культуры Екатеринбурга Илья Марков рассказал, что конкурс в художественные школы Екатеринбурга — от 4 до 19 человек на место.

Проблемы, которые в своем выступлении вскользь затронул начальник департамента культуры Екатеринбурга Илья Марков, — это расширение города, увеличение населения за счет миграции и появление новых районов, где и живет основная целевая аудитория художественных школ — молодые семьи с детьми.

При этом художественные школы не имеют типовых специализированных зданий, а располагаются в общеобразовательных учебных заведениях, соседствуют с магазинами или занимают площади бывших детсадов. Однако, тут же оговорился он, есть и позитивные примеры — строительство в Академическом районе филиала художественной школы имени Геннадия Мосина и прохождение экспертизы проекта школы-трансформера «Арт-Этюд» в «Изумрудном бору».

Затем должна была выступать другой участник стола — директор музыкальной школы. Вообще, в качестве спикеров были заявлены только представители мэрии, школ и родительского сообщества. Но слово неожиданно взял президент Гильдии строителей Урала Вячеслав Трапезников. На этом добрая история о творческой молодежи Екатеринбурга закончилась. Начался спор чиновников и бизнесменов:

— Мы попали в ловушку с обсуждением того, какие классные у нас художественные школы. И если потратим оставшийся час на эту дискуссию, то это будет совершенно зряшное мероприятие. Совершенно очевидно, что мы дозрели до того, чтобы обсудить конкретную дорожную карту. Не в контексте Академического и Солнечного. Это очень малое количество примеров, когда земля ничего не стоит или стоит очень мало. Здесь бюджет может прийти и пусть в долгую, но построить на этой территории.

Кто и за чей счет должен строить школы? Чиновники и девелоперы города спорят о социальной ответственности
Фото: Антон Буценко 66.RU

Выступления Вячеслава Трапезникова на протяжении всей полуторачасовой дискуссии были яркими и эмоциональными. С предложениями «не заводить рака не туда», ожиданиями, что «Москва будет посылать нас куда обычно» и воспоминаниями о прокурорских работниках и уголовных делах.

Вячеслав Трапезников предложил собравшимся вспомнить историю со строительством ЖК «Культура» в Пионерском поселке, который возвели на месте Дома детства и юношества 1935 года постройки. В жилой комплекс встроили новое здание детской школы искусств № 2. Эта стройка едва не закончилась уголовными делами.

— В ролике я все ждал, покажут или нет, какие круги ада прошли все участники процесса, чтобы никто не сел в тюрьму. Подобную секцию надо посвятить не тому, какие мы молодцы, а обсудить, какие шаги должны сделать департамент по управлению муниципальным имуществом, департамент архитектуры, управление культуры. Позвать прокурорских, показать им дорожную карту и, если у них не будет вопросов, начать ее реализовывать. Давайте обсуждать адреса, которые обладают инвестиционной привлекательностью и могут быть в результате определенного набора действий трансформированы в новое помещение.

Кто и за чей счет должен строить школы? Чиновники и девелоперы города спорят о социальной ответственности
Фото: архив 66.ru

Та самая школа искусств в ЖК «Культура», о которой говорил Трапезников. Силовики проверяли законность передачи земельного участка, на котором стояло аварийное здание Дома детства и юношества.

Смягчить риторику Трапезникова попытался Андрей Бриль. Он сообщил, что подобная встреча девелоперов и представителей культуры — вообще первая. Но, по его словам, проблема в том, что нет нормативной базы, нет земельных участков и у администрации нет денег, чтобы выкупать здания у застройщиков.

Сидящий в зале и. о. главы МУГИСО Сергей Сосновских сообщил, что земельные участки есть и их можно зарезервировать, но тут же обратил внимание на Генплан. Начальник Мастерской генплана Павел Скачков вмешался и сказал, что в Генплане заложены объекты с точными адресами, но вопрос — в финансировании строительства.

С позицией главы МУГИСО не согласилась руководитель гимназии «Арт-этюд» Анастасия Семенова:

— А у меня есть вопрос к Генплану. Почему случился обвал в Академическом? В Солнечном? А следующий обвал будет в «Изумрудном бору». Сколько школ в Академическом по Генплану у вас есть? Нисколько! Как Генплан соотносится с жизнью? Я не понимаю, как можно делать Генплан и не учитывать ни физкультуру, ни культуру, ни школу. Что такое 25 первых классов в большой школе — это некачественное образование, это ужас для родителей.

Кто и за чей счет должен строить школы? Чиновники и девелоперы города спорят о социальной ответственности
Фото: Антон Буценко 66.RU

Андрей Бриль всю дискуссию настраивал участников на то, что нужно создать рабочую группу и продолжить обсуждение нормативов.

На это Павел Скачков ответил, что все школы в Генплане есть, а в Академическом и Солнечном они строятся даже активнее, чем где-либо в городе. Он снова привел аргумент, который уже высказывал Марков, — просто в новые районы едут семьи с детьми. Причем селятся там, даже видя проблемы с нагрузкой на соцобъекты. И пообещал, что дальше будет только хуже:

— Самая дикая загрузка у нас ожидается году в 2030-м, когда подрастут дети детсадовского возраста и пойдут в школы. Тогда мы увидим, какой жесткий дефицит объектов будет.

Вячеслав Трапезников же вообще заявил, что это не вопрос Генплана или выделения земли. По его словам, стратегическая ошибка — считать, что если есть земля, то тут же появятся деньги и здания:

— Школы искусств находятся в уникальном положении, им вообще земля не нужна. Им нужно хорошее встроенно-пристроенное помещение, которое легко содержать. У ЖК «Культура» площадь 1,5 тыс. кв. метров. При минимальной рентабельности застройщика в 100 тыс. рублей за квадратный метр школа стоит 150 млн рублей. Вот я готов прямо сейчас у вас купить отдельно стоящее здание за 150 млн. Продайте нам, застройщикам, два-три старых ДЮСШа или школы и закажите по прозрачной аукционной схеме столько же — мы с удовольствием, быстро, качественно в течение пары лет построим.

«Вы слишком упрощаете проблему», — ответил коллеге Бриль:

— Я считаю, что нужно начинать с нормативов и понимания, какие школы нам нужны. Вячеслав Анатольевич, вы говорите — продайте два-три объекта. А они не могут! Как сейчас управление культуры пойдет и продаст эти две школы? Родители же их порвут. И встроенно-пристроенные помещения, и земельные участки должны быть спланированы. Нет плана — нет финансирования.

Кто и за чей счет должен строить школы? Чиновники и девелоперы города спорят о социальной ответственности
Фото: Антон Буценко 66.RU

Та самая гимназия «Арт-Этюд» в «Изумрудном бору». Власти обещают, что школа на 1100 мест (из них 600 — под школу искусств) откроется в 2025 году. Застройщик хотел все сделать раньше, но так и не нашел бюджетного финансирования или господдержки.

Для подтверждения своих слов Бриль дал слово представителю Уральской горно-металлургической компании, она рассказала историю проектирования здания школы «Арт-Этюд» в «Изумрудном бору». По словам специалиста финансового управления компании-застройщика, они участвовали в разных программах, но успеха так и не добились. Перечень проблем выглядит так:

  • Построить школу в рамках концессии в 2023-2024 году. При этом требовалось привлечь из регионального и федерального бюджета 2,5 млрд рублей. «Проект не прошел по каким-то причинам», — объяснила представитель УГМК. Сейчас стоимость выросла уже до 3 млрд рублей.
  • Использовать механизм инфраструктурных бюджетных кредитов на федеральном уровне. В связи с экономической обстановкой данный проект также не был принят.
  • Привлечь инфраструктурные облигации через «ДОМ.РФ».
  • Найти федеральную программу, в которой мог бы участвовать проект, и снизить бюджетную нагрузку.

— Вот, пожалуйста, живой кейс, дорожная карта. И вот они с этим сражаются четыре года. Значит, мы не готовы сегодня нарисовать дорожную карту, которая бы работала, — резюмировал Бриль.

Заместитель начальника департамента образования администрации Екатеринбурга Михаил Ладейщиков в ответ посоветовал «не сгущать краски». Во-первых, «Арт-Этюд» — общеобразовательная школа и так или иначе будет построена. При этом ее не будут тиражировать, поэтому кейс не показателен. Во-вторых, говоря о дорожных картах и нормативах, отметил Ладейщиков, нужно спросить самих девелоперов, готовы ли они к этому:

— Застройщики готовы к тому, что мы с Ильей Николаевичем (Марковым, — прим. ред. ) выработаем норматив и скажем — вот в вашем следующем ЖК должна быть школа, два детских садика, Дворец пионеров и маленькая школа искусств, а еще ФОК. Если вы — за, я готов садиться за написание нормативов хоть сейчас.

Кто и за чей счет должен строить школы? Чиновники и девелоперы города спорят о социальной ответственности
Фото: Антон Буценко 66.RU

В ходе дискуссии неоднократно упоминался Академический, где уже открыли филиал художественной школы и готовятся создавать Академию творчества. Но до конкретных обсуждений не дошли. Вячеслав Трапезников считает район непоказательным из-за стоимости земли, в мэрии объясняют, что для нового района там строят много новых школ и объектов культуры, просто экономически активное, молодое население растет очень быстро.

Бриль напомнил Ладейщикову, что девелоперы уже прошли этот путь с нормативами по общеобразовательным школам и детским садам:

— Вы пытаетесь переложить функции государства на частного застройщика. Если государство создало нормативы и выделяет финансирование на эти объекты — все будут за. Я не найду ни одного застройщика, который бы сказал: я не буду работать за ваши проклятые деньги.

— Никто не лезет в карман застройщиков.

— А кто-то отказывается построить школу? Люди вам даже проект сделали за свои деньги. Ответ простой: мы не боимся, что вы сделаете нормальные обоснованные нормативы, и мы все будем понимать, что это нужно для комфортной городской среды.

— Давайте сейчас договоримся, что в течение какого-то внятного срока, например до конца года, должны появиться нормативы. И когда граддокументация придет в Главархитектуру и от застройщика потребуют школу искусств и ФОК, он не ответит: «мы так не договаривались».

Кто и за чей счет должен строить школы? Чиновники и девелоперы города спорят о социальной ответственности
Фото: Антон Буценко 66.RU

В этот раз вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов пытался встать и на сторону застройщиков, и на сторону чиновников, и на сторону родителей. И даже объяснить, в чем разница между художественной школой и кружком игры на гитаре.

— Мы дискуссии не боимся и понимаем, что все находимся в одной лодке. Вопросов, связанных со взаимодействием, множество. Поскольку проблема междисциплинарная, не исключено, что нужно создать рабочую группу и обсуждать вопрос там.

На этом встреча, где так хотели рассказать о достижениях юных певцов, музыкантов и художников, а также показать проекты новых школ, закончилась.