Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Яндекс» запустил в Екатеринбурге сервис аренды квартир. Как он повлияет на риелторов и жилье в городе

19 января 2022, 10:58
«Яндекс» запустил в Екатеринбурге сервис аренды квартир. Как он повлияет на риелторов и жилье в городе
Фото: архив 66.RU
В компании рассчитывают, что сервис упростит процесс аренды жилья и для собственника, и для жильца. Выйдя в Екатеринбург, «Яндекс» показал, как будет диктовать свои условия: цены, на которые нужно ориентироваться арендодателям, и стандарты подготовки жилья — отделка, наличие мебели, презентация, страховка. По мнению экспертов, это, а также возможное появление конкурентов в будущем, сделает арендный рынок более цивилизованным, как произошло несколько лет назад с такси.

Компания «Яндекс» запустила сервис аренды жилья в Екатеринбурге, который превращает консервативный процесс поиска квартиры в IT-услугу, когда можно не видеться с собственником, а контактировать только через приложение. Разработчики считают, что «Яндекс.Аренда» станет альтернативой работе с риелторами или агентством недвижимости.

Агрегатор, который собирает огромный массив пользовательских данных и располагает широкими возможностями дотянуться до каждого, займется продвижением квартиры, поиском квартиросъемщиков, контролем за оформлением договора и переводом оплаты. Зарабатывать компания будет на ежемесячных комиссиях (5% от стоимости) и страховке. Екатеринбург для «Яндекса» — интересный рынок. Здесь доля инвесторов (тех, кто не перепродает недвижимость, а предпочитает получать стабильный пассивный доход, сдавая квартиру) в зависимости от объекта колеблется на уровне 10%—30%.

В «Яндексе» заявляют, что имущество арендодателя защитит страховка. Например, собственник получит компенсацию за испорченную мебель в рамках страхового лимита. Если жильцы не будут платить или внезапно съедут, то страховка покроет до 30 дней аренды и до 30 дней простоя квартиры.

Но это произойдет только в том случае, если владельцы будут сдавать свою недвижимость по ценам, установленным сервисом: студию и «однушку» — не более чем за 20 тыс. рублей, «двушку» — не более чем за 25 тыс. рублей, «трешку» — не более чем за 35 тыс. рублей. Ставки пока ниже среднерыночного уровня.

Еще компания предъявляет базовые требования к арендному жилью: важно, чтобы в квартире не было личных вещей собственника, был минимальный набор мебели и техники, стабильный интернет и кухонный гарнитур.

Арендаторы тоже смогут расчитывать на денежное возмещение, если вдруг окажется, что в квартире, например, не работает канализация или по стенам поползут насекомые.

«Яндекс» уже предпринимал попытки взять под контроль рынок недвижимости Екатеринбурга. В 2016 году поисковик запустил каталог по продаже новостроек, и, по сути, он представлял собой базу объявлений. Но значимым игроком так и не стал.

В этот раз компания занялась не столько информационной услугой, сколько технологией, которая повлияет на привычки пользователей.

Сегодня арендный бизнес в основном находится в серой зоне, собственники редко платят налоги. Большинство квартир сдается через посредников или доски объявлений, а договоры никак не регистрируются. Застройщики считают, что появление сервиса в Екатеринбурге — шаг в направлении цивилизованного рынка, более прозрачного для государства.

Надежда Абакумова, заместитель директора по девелопменту компании «Атомстройкомплекс»:

— Чем больше этот сервис будет востребован — а в этом у меня нет сомнений, потому что арендаторы захотят заключать сделки максимально быстро и просто, — тем скорее за ними подтянутся арендодатели. Сейчас зачастую люди не успевают дотянуться до собственников, так как объявления перехватывают недобросовестные посредники в надежде оказать якобы информационно-консультационные услуги.

По словам Надежды Абакумовой, прежде всего сервис «Яндекса» — это удар по недобросовестным риелторам, собирающим базу и спекулирующим на ней, — а это самая массовая часть серого рынка.

Как только «Яндекс» станет сильным игроком на этом поле и к нему добавятся, к примеру, продукты от традиционных конкурентов — ЦИАН или «Дом.Клик», требования к стандартам квартир будут ужесточаться. И в итоге это повлияет на инвестиционную стратегию людей, кто покупает недвижимость с целью получения пассивного дохода. А затем, считает Надежда Абакумова, и девелоперам придется предлагать продукт, соответствующий запросам этих IT-компаний.

Для Екатеринбурга это означает, что малогабаритных квартир станет еще больше. Ведь, судя по нынешней тарифной сетке, выгоднее станет сдавать студии или «однушки», чем «двушки», которые стоят вдвое дороже, а доходы от них всего на четверть выше.

Возможно, в будущем «Яндекс» выправит тарифную политику и станет учитывать район и качество квартиры. И тогда, прогнозируют эксперты, на рынке возникнут предложения в категории «эконом», «комфорт» и «бизнес», а у людей появится возможность выбирать арендное жилье по своему кошельку.

Скорее всего, в отдаленной перспективе снимать квартиры станет дороже. Когда-то что-то похожее произошло с такси: сначала компания демпинговала, а после того, как таксомоторные предприятия позаключали договоры с агрегатором и выработалась пользовательская привычка — подняла цены.

С другой стороны, высокие ставки аренды и выход в белую зону привлекут девелоперов, которые захотят строить доходные дома. Нынешние условия с долгими сроками окупаемости (во многом из-за низких ставок) не позволяют инвесторам получить высокий и стабильный денежный поток. В Екатеринбурге в стройке, финансирует которую государственная компания, пока находится один доходный дом.

Риелторы сомневаются в жизнеспособности новой модели, поскольку алгоритм никогда не сможет заменить живого общения, риэлторская услуга — это не только подбор квартир, а в агентство недвижимости приходят за разъяснениями и подсказками.

Президент Уральской палаты недвижимости Илона Соболева отметила, что рынок аренды в Екатеринбурге — стихийный, а разговоры о том, чтобы этот рынок упорядочить, ведутся уже давно, но пока это не приносит результата.

«Чтобы найти квартиру в аренду, человеку нужно пройти семь кругов ада, изучить несколько разных сайтов, сделать массу звонков. Большинство объявлений, которые он увидит — это фейки», — сказала она корреспонденту 66.RU.

Илона Соболева, президент УПН:

— Если новому сервису удастся навести порядок, потребители только вздохнут с облегчением. Но пока мы смотрим на этот сервис с осторожностью. Аналогичные услуги есть и сейчас: многие компании, в том числе и риэлторские предлагают такой сервис, как управление недвижимостью. Получится ли у «Яндекса» полностью заменить все эти компании? Время покажет. Но я пока сомневаюсь. Все-таки рынок недвижимости очень сильно отличается от рынка пассажирских перевозок.

При этом представители риэлторского сообщества, опрошенные 66.RU, признают, что выход любой большой компании с крупным бюджетом и вливание денег в рынок недвижимости только идет ему на пользу.

Порталы по поиску жилья, ссылаясь на корпоративную этику, отказались комментировать действия конкурента.

  • Отметим, сервис «Яндекс.Аренда» с лета 2021 года работает в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Позже его запустили в Новосибирске.
  • Летом во время панельной дискуссии на ПМЭФ акционер «Группы ПИК» Сергей Гордеев обвинил «Яндекс» в копировании бизнес-модели. «У «Яндекса» нет времени на инновации, их бизнес-модель сейчас — это copy-paste, будь то доставка, такси или недвижимость», — сказал бизнесмен. «Группа ПИК» запустила в Московском регионе сервис долгосрочной аренды квартир в 2018 году. По данным на 2020 год, он ежемесячно помог сдать 500–1000 квартир. Причем речь идет не только о квартирах в собственных проектах, но и обо всем рынке жилья, включая вторичный.
  • В ноябре в Екатеринбурге заработал сервис HomeBro, помогающий найти жилье для покупки или аренды. Чат-бот мониторит популярные классифайды, выявляет дублирующие объявления, оценивает уровень ремонта с помощью нейросети и пересылает в Telegram подходящие варианты.