Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Программист из Екатеринбурга посадил в Telegram нейросеть, которая ищет людям жилье. История стартапа

3 июня 2021, 12:32
Программист из Екатеринбурга посадил в Telegram нейросеть, которая ищет людям жилье. История стартапа
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Технологические новшества в сферу недвижимости проникают, но не так быстро, как в другие отрасли. Сегодня люди ищут квартиры по старинке. Так же, как и десяток лет назад, — через доски объявлений. Но ситуация меняется: например, появился сервис, который помогает быстро найти жилье. Лев Клебанов, создатель стартапа, со временем рассчитывает превратить его в устойчивый бизнес.

Почему искать жилье должен робот?

Лев Клебанов — разработчик чат-бота HomeBro, который помогает искать жилье — родился в Екатеринбурге, а когда в 2010 году переезжал в Москву, не смог подобрать подходящий вариант. На поиски он потратил 40–60 часов чистого времени, нашел вариант, но пришлось заплатить агенту со стороны хозяина 25 тыс. (хотя тот ничего не сделал). Блуждание по сайтам объявлений и группам в соцсетях программист постарался забыть, как страшный сон.

Фото: страница Льва Клебанова в соцсети Facebook

Лев учился в Высшей школе экономики, параллельно работая системным аналитиком и менеджером проектов в IT-компаниях. В то время он запускал свои первые сервисы, но понимал, что нужно нарастить скиллы, как продуктолог. За опытом компьютерщик пошел в «Яндекс.Погоду». На излете полутора лет работы в «Яндексе» решил вернуться к своему делу.

— В один прекрасный день моя девушка пришла домой расстроенная и сказала, что пропустила концерт любимого музыканта, потому что анонс упал ей на почту в глубины спама. И тогда мы начали фантазировать о том, как было бы круто с помощником, который следил бы за важными для тебя вещами. «Летом хочу полететь на Кубу, если будут дешевые билеты». «Хочу кроссовки Nike из новой коллекции, но только когда они подешевеют на 30%». А еще мне нужно снять площадку на день рождения, но у меня нет идей, что это должно быть за место». Такой дворецкий, на которого ты сгружаешь разные задачи, а он при нахождении подходящей информации тебя информирует.

Но такой сложный сервис сразу сделать не получится. Лев решил сконцентрироваться на насущной проблеме и вспомнил свой опыт поиска квартиры в столице. Оказалось, что в России нет проекта, помогающего отсеять неподходящее жилье. Что-то подобное создавали на Украине. Кстати, его основатель Александр Галковский и стал бизнес-партнером Льва. Так появился HomeBro.

Что такое «бабушкин ремонт»?

Основа чат-бота в Telegram — робот, который мониторит объявления с трех сайтов: ЦИАН, «Авито», «Яндекс.Недвижимость», а также нейросеть, определяющая качество ремонта.

Чтобы бот смог понимать разницу, команда разработчиков «напичкала» его тысячами фотографий, как симпатичных, так и плохих квартир. Критерии определяли сами разработчики. Сейчас нейросеть, самостоятельно анализируя новые объявления, может определять «бабушкин ремонт». При поисковой выдаче такой фильтр можно включить или отключить. По мере того, как подходящие пользователям варианты будут появляться на классифайдах, их будет предлагать бот.

— Просмотр фотографий и отбраковывание того, что не подходит, занимает много времени. Одна из ключевых задач, когда ты листаешь доски объявлений, — определить, что OK, а что не OK. Нам хотелось снять большую часть головной боли: убрать, что гарантированно не OK, и оставить то, чем человек может заинтересоваться.

Разработчики натренировали HomeBro отличать изображения квартиры от видов снаружи, подъезда или улицы. В будущем, говорит Лев, он сможет подбирать варианты по более детальным запросам вплоть до цветовой гаммы: к примеру, дизайнерский или евроремонт и скандинавский стиль или лофт. Также нейросеть сможет сравнивать цены схожих квартир и отсекать фейки.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Как заработать на HomeBro?

— Первый опытный образец HomeBro я получил спустя полтора месяца работы. Мне сложно оценить, какую сумму я вложил. Дело в том, что я ушел на part-time job (работа на неполный день, совместительство или подработка, — прим. 66.RU) и недополучал часть зарплаты. Вроде бы я проинвестировал время, но в конечном счете — деньги.

Изначально Лев развивал сервис на собственные сбережения, став резидентом технопарка «Университетский» после регистрации компании. Когда вокруг проекта образовалась лояльная аудитория, появились донаты. Но для развития проекта нужны были дополнительные вложения. Так команда привлекла сторонние инвестиции: 4 млн рублей за 6% доли в компании.

Фаундер хочет добиться, чтобы инновационный проект превратился в устойчивый бизнес. Для этого вводятся дополнительные услуги: сервис на просмотр квартиры в один клик, когда вместо пользователя с хозяином пообщается специально обученный человек.

Кроме того, команда зарабатывает на комиссии от партнеров, оказывающих разные услуги. Бот понимает, в какой стадии поиска жилья находится человек, и предлагает то, что ему может быть полезно здесь и сейчас, — от проверки квартиры по базе Росреестра до перевозки/хранения вещей и услуг по клинингу. Однако самые большие доходы можно получить с застройщиков. Новостройки можно рекомендовать, получая с этого процент.

Сейчас HomeBro работает в четырех регионах с самым высоким экономическим потенциалом: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

— Хочется расширять область присутствия по России, но мы понимаем, что сейчас, находясь в стадии выживания, важно охватить крупные рынки. Да, мы могли бы добавить N-городов, но поддержка работы там отнимает ресурсы — силы, время, деньги, а экономический эффект меньший, чем затраты.

По словам Льва Клебанова, перед разработчиками стоит задача выйти и на другие крупные рынки, где высокая конкуренция за жилье и большая миграция. А в планах — это не только российские города.

Почему сложно побороть привычки?

На обновления бота по аренде жилья подписаны 11 тыс. человек, по продаже — 2 тыс. В качестве платформы Telegram, а не отдельное приложение, был выбран потому, что люди им пользуются активно и там они не пропустят важную информацию. В перспективе есть идея запустить бота также в Facebook Messenger и Whatsapp.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Внедрить робота в другие мессенджеры для программистов гораздо легче, чем изменить поведение людей. И если арендаторы в мегаполисах открыты к новому, потому что находятся в сложной ситуации (им тяжело найти нормальную квартиру), то продвинутых арендодателей гораздо меньше. А сервис доступен и для них тоже.

— Эти люди находятся в более выгодном положении. Скорее, не они конкурируют за квартиросъемщиков, а те за их недвижимость. Владельцы более консервативны, и объясняется это просто: они, как правило, старше, Telegram установлен у меньшей доли людей. Им привычнее нанять агента и сдать квартиру по старинке.

Но когда у арендодателей проблемные квартиры, которые сложно сдать, они начинают искать варианты, в том числе в Telegram.

Какие перспективы IT на рынке недвижимости?

«У людей мало свободного времени, и они не готовы его тратить на рутинные вещи. Востребованным будет то, что позволит это время им сэкономить», — считает Лев.

Сегодня, например, есть разработки VR, которые позволяют находиться внутри квартиры в новостройке и иметь полное представление о ее планировке. В отличие от этой технологии, простые 3D-модели не позволяют оценить пространство. Поэтому вместо того, чтобы с неизвестным исходом ехать из точки A в точку B для просмотра квартиры, покупатели будут надевать шлем виртуальной реальности.

Хотя свои планы команда связывает с рынком недвижимости, это вовсе не означает, что на выходе в другие ниши ставится крест. Всегда надежнее диверсифицировать бизнес. Поиск работы, покупка билетов и автомобилей кажутся перспективными направлениями, чтобы применить алгоритмы HomeBro и сделать его полноценным дворецким.

Вам понравилось? Еще больше классных новостей и историй — в нашем Telegram-канале. А еще любую публикацию там можно обсудить. Или, например, предложить нам свою новость. Подписывайтесь!