Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Крупные девелоперы идут строить коттеджи. Геннадий Черных — о том, как ожил рынок загородной недвижимости

11 августа 2021, 09:25
Колонка
Крупные девелоперы идут строить коттеджи. Геннадий Черных — о том, как ожил рынок загородной недвижимости
Фото: архив 66.RU
Крупные строительные компании начали осваивать сегмент частных домов. Новый рынок стал интересен системным застройщикам после того, как государство пообещало решить вопрос с кредитованием проектов ИЖС.

Недавно президент Владимир Путин поручил правительству проработать возможность выдачи льготной ипотеки на строительство загородной недвижимости. Параллельно госкорпорация «Дом.РФ» запустила конкурс на разработку типовых проектов индивидуальных и малоэтажных домов.

О своих намерениях выйти на рынок коттеджного строительства уже объявили крупнейшие российские девелоперы, возводящие массовое жилье, — «ПИК» и «Группа ЛСР». После внедрения низких ставок их примеру могут последовать и другие.

Между тем компания Prinzip анонсировала малоэтажный поселок на юго-востоке Екатеринбурга еще год назад. Директор Геннадий Черных в колонке для 66.RU объясняет, в чем выгода таких проектов для девелоперов и почему этим сегментом всерьез занялось государство.

— Рынок индивидуального жилищного строительства никогда не был массовым. До поры до времени крупные компании туда не шли — рентабельность таких проектов уступала многоквартирным домам. В последнее время ситуация начала меняться.

Как известно, к 2030 году в России нужно увеличить темпы жилищного строительства до 120 млн кв. метров. Сейчас строится чуть больше 80 млн кв. метров. Из них примерно половина приходится на многоэтажки, половина — на коттеджи. Чтобы выполнить плановые показатели, недостаточно все усилия бросить на многоквартирные дома. Для строительства такого количества квартир нет столько производственных мощностей, нет заводов, которые производят цемент и арматуру в нужном объеме.

Значит, следует наращивать и сегмент ИЖС. Причем с точки зрения вложений и порога входа это сделать проще: этот сегмент не так зарегулирован, земля стоит дешевле. На самом деле у нас много предпринимателей, которые в состоянии построить несколько домов и продать их. Деньги быстрее попадают в экономику и начинают работать.

Дальше государство должно создавать рынок, условия, чтобы появился спрос на такое жилье. Что это может быть? Сейчас обсуждается льготная ипотека и разные программы, которые обеспечат опережающее развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. Например, для проектов комплексного освоения территорий (типа Академического) предусмотрено выделение федеральных денег на дороги и школы, а вот аналогов такого финансирования для ИЖС пока нет.

Если квартиры и дома будут одинаково доступны для покупателя с точки зрения цены и удобства пользования, то, думаю, большинство сделает выбор в пользу домов.

Я обратил внимание, что в Екатеринбурге сложилась диспропорция: индивидуальных домов у нас строят гораздо меньше, чем в среднем по России. И мне кажется, неправильно на окраине города строить исключительно 25-этажки. Хотя это происходит: все новые районы на свободных землях — сплошь многоэтажные.

Крупные девелоперы идут строить коттеджи. Геннадий Черных — о том, как ожил рынок загородной недвижимости
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Екатеринбург стал деловым центром Урала, и, как любой мегаполис, он не может существовать без разнообразия (кстати, это касается не только недвижимости, но и мест приложения труда, образования и многого другого). Если ты транслируешь человеку мысль, что Екатеринбург — он только про небоскребы, то сильно ограничиваешь приток людей. Ведь задача любого крупного города — сделать так, чтобы люди приехали и остались. А для этого нужно дать горожанину выбор: жить в густонаселенном центре или в тихом таунхаусе. При этом у него должна быть возможность получить все виды услуг, сервисов, к которым он привык, в любой точке города.

Если это сделать, то получится лучшая среда, и она способна привлекать лучшие трудовые ресурсы и инвесторов. Я часто общаюсь с владельцами заводов, и их первый вопрос всегда звучит так: «Кто у меня будет работать?» Они понимают, что вопросы инженерного обеспечения участка — провести электричество, проложить трубы — решаемые. А вот квалифицированные кадры найти гораздо сложнее.

Кроме того, такой формат более понятен для тех, кто переезжает в Екатеринбург из небольших городков, где совершенно другой уклад жизни и где принято знать своих соседей. А покупая дешевые квартиры в многоэтажках в спальных районах, они оказываются выдернуты из своей привычной среды обитания и поэтому испытывают стресс.

Да, маржинальность многоэтажного строительства выше, если рассчитывать прибыль с одного гектара. Но мы мыслим по-другому. Мы поняли, что на данном этапе возведение малоэтажного поселка будет выгоднее для нас. Мы не конкурируем, а, наоборот, отстраиваемся от других проектов. Если предложим востребованный формат жилья, то быстрее продадим — а скорость при реализации строительных проектов играет определяющую роль — и в итоге больше заработаем.

Крупные девелоперы идут строить коттеджи. Геннадий Черных — о том, как ожил рынок загородной недвижимости
Фото: официальная документация проекта

Застройка Истока от компании Prinzip предполагает не только коттеджи, но и 4-, 5-этажные дома, производственные зоны, где разместятся распределительные центры, склады, заводы и предприятия light industrial (блок на 1000–1500 кв. м для небольших производителей с производством, офисом и складом). Запроектированы также школа, детский сад, таун-центр с магазином, кафе, детской и спортивной площадками.

У людей меняется представление о загородном жилье. Раньше покупка жилья у человека происходила только однажды, теперь ритм жизни ускорился, появились удовольствия пользования и обновления. «Я не привязан к месту. Могу переехать, если найду другую работу, если ребенку нужно учиться». В конце концов, семьи вырастают, появляется необходимость в дополнительной жилплощади.

И самое важное для современного человека — быстро получить дом после того, как он его выбрал. Как с покупкой автомобиля: в конфигураторе выбрал внешний вид, выбрал комплектацию, выбрал участок и через пять месяцев можешь заселяться в коттедж со сделанным благоустройством.

Современный покупатель хочет жить в тихом месте, но пользоваться всеми услугами городского центра. Не хочет строить дом сам и не хочет, чтобы сосед строил дом долго. Хочет жить в загородном поселке, по уровню управления сопоставимом с современным жилым комплексом, рядом с работой, школой и детским садиком.