Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Застройщик «Золотого» проиграл суд за здание аэровокзала «Уктус»

5 июля 2021, 20:13
Застройщик «Золотого» проиграл суд за здание аэровокзала «Уктус»
Фото: архив 66.RU
Со сносом бывшего аэропорта Уктус и строительством на его месте ТЦ и автовокзала «Золотой» возникла проблема. Девелоперы пока не могут законно обменять его помещения на коммерческие площади в собственном бизнес-центре. Это делает невозможным снос здания, при этом вопрос его дальнейшего использования останется открытым.

Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы отказал ООО «Инвестторгстрой» (застройщик автовокзала и ТЦ «Золотой», учреждено совладельцами компании «Малышева 73» Игорем Заводовским и Константином Погребинским) в удовлетворении иска о признании незаконным отказа Министерства транспорта РФ в согласовании сделки по обмену аэровокзала «Уктус» на офисы в бизнес-центре «Аврора» для Росавиации и Ространснадзора.

«Решение Арбитражного суда Москвы от 09.03.2021 по делу № А40–252903/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа», — говорится в официальном решении.

Ранее Заводовский и Погребинский по итогам открытого конкурса предоставили площади госслужащим в обмен на передачу им в собственность здания аэровокзала бывшего аэропорта Уктус, на месте которого в будущем должен появиться торговый центр «Золотой». Стороны заключили договор мены, но события стали развиваться не по плану. Когда бизнесмены направили в Минтранс РФ просьбу об отчуждении в свою пользу здания аэровокзала, министерство отказалось согласовать сделку. Позицию Минтранса позже поддержал и арбитражный суд.

«Мена имущества, находящегося в государственной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, на имущество, находящееся в частной собственности, законодательством Российской Федерации не предусмотрена», — говорится в соответствующем ответе Минтранса и решении суда от 24 февраля 2021 года.

Именно эту позицию бизнесмены и хотели признать незаконной.

Екатеринбургские общественники уже несколько лет пытаются спасти здание аэровокзала «Уктус» от сноса. По их мнению, это единственный довоенный аэровокзал, сохранивший первоначальный облик, и его необходимо признать памятником архитектуры. Однако сделать это ранее не удавалось — суд отказал им в удовлетворении соответствующего иска к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области.

Обращения с просьбой отреставрировать здание аэровокзала и организовать в нем культурный центр инициативная группа «Мирные жители» в начале этого года отправила губернатору Евгению Куйвашеву и главе Екатеринбурга Алексею Орлову. Активисты предложили использовать аэровокзал для размещения музея авиации с открытыми площадками, специализированных центров детского технического творчества и парашютного спорта.

  • Аэропорт Уктус построили в Свердловске в 1937 году. Он принимал и отправлял самолеты в населенные пункты региона и в другие города — Магнитогорск, Челябинск, Москву, Омск и Иркутск. В середине 50-х дальние рейсы перенесли в Кольцово, а в 1986 году гражданский аэропорт выселили с Уктуса под Арамиль. Здание относят к постконструктивизму — короткому временному промежутку с 1932 по 1936 год, который выделил советский историк Селим Хан-Магомедов. Старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова отмечает, что ценность «Уктуса» — в его отличной сохранности, благодаря которой здание можно использовать для любой цели — от открытия музея или детского центра до стилизованного ресторана.
  • В 2019 году общественники обратились в Управление госохраны ОКН с просьбой признать аэровокзал объектом культурного наследия. Управление отказало им на основании экспертизы.
  • Специалисты, которые ее проводили, не нашли ничего примечательного в постконструктивистской постройке — «общий объем здания утилитарен», «интересных декоров фасада или интерьеров здание не содержит».
  • Первый камень в основание нового ТЦ — несколько «золотых» слитков — заложили в фундамент год назад, в январе 2020-го. Тогда же представили внешний облик ТЦ. Внешним видом ТПУ занимался Владимир Громада, а изначальную концепцию разработало британское бюро Dyer.