Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

У Макаровского моста строят два огромных жилых района. Как решить вопрос с транспортом — никто не знает

30 апреля 2021, 18:00
У Макаровского моста строят два огромных жилых района. Как решить вопрос с транспортом — никто не знает
Фото: официальная документация проекта
В администрации Екатеринбурга состоялся транспортный совет, на котором компания «Брусника» представляла план развития уличной сети у Макаровского моста — одного из самых проблемных транспортных узлов города. Перспективные дороги должны обслуживать два высокоплотных квартала — деловой «Сити» и жилой.

«Брусника» развивает район с 2015 года, когда заключила с мэрией договор о развитии застроенных территорий. Застройщик приступил к расселению ветхих домов в районе Челюскинцев — Папанина — набережная Исети. По актуальным планам, вместо них появится 300 тыс. кв. метров жилья и 70 тыс. кв. метров коммерческой недвижимости.

Фото: официальная документация проекта

Жилой квартал будет состоять из 9–49-этажных домов, посаженных по квартальному типу. В них будут жить 10 000 человек. Там же запроектированы четыре детских сада (на 150 мест каждый) и большая школа на 1100 учеников.

Девелопер уже дважды показывал проект застройки на Градостроительном совете. Но не все вопросы удалось снять. Например, чиновников интересовало, как, построив высотный квартал, не устроить транспортный коллапс на улице Челюскинцев, которая и так по утрам и вечерам стоит в пробке.

Транспортную схему представлял главный эксперт из Высшей школы экономики Юрий Почивалов. Проектировщики выяснили, что интенсивность движения по Макаровском мосту вечером в час пик выше, чем утром, примерно на 25%. Основные заторы возникают в районе пересечения с Ельцина. Кроме того, из-за поворота налево с Челюскинцев на Жукова трамваи вынуждены пропускать весь поток.

Чтобы распределить нагрузку на всю улицу, Юрий Почивалов предложил установить еще два светофора на участке от Жукова до Ельцина — в местах въезда и выезда из нового микрорайона.

— Может показаться, что это сильно замедлит движение, но это не так. Не нужно рассматривать светофоры отдельно друг от друга. Это по сути один светофорный объект, который работает в одном цикле. Данное решение никак не повлияет на пропускную способность, — объяснил он.

Фото: 66.RU

Однако презентация не устроила муниципальных чиновников: в мэрии считают обустройство двух новых светофоров недопустимым. Кроме того, чиновники намерены запретить левый поворот через трамвайные пути.

Если грамотно настроить фазы и разнести по времени зеленый сигнал для трамваев и машин, то общественный транспорт можно даже ускорить, считает Юрий Почивалов. В перспективе это позволит перейти к адаптивной системе, когда датчик управляет светофором, а цикл подстраивается под трамвайное движение.

— Это общемировая практика. Так устроены Лондон и Нью-Йорк, где перекрестки через каждые 100 метров. Эта часть Екатеринбурга развивается. Вы представляете, что будет, если весь транспортный спрос будет сосредоточен на существующих двух перекрестках? Если мы не задумаемся над светофорным регулированием сейчас, то получим транспортный коллапс.

— Может быть, улица не способна обслуживать такое большое количество автомобилей? — спросил вице-мэр по благоустройству Алексей Бубнов.

На это московский градостроитель напомнил, что центральная часть современного города должна быть застроена плотно. Если растягивать плотность по всей территории, то повысится миграция людей между районами, а от этого использование личного транспорта будет только увеличиваться.

Владелец компании «Брусника» Алексей Круковский добавил, что новый район будет обеспечен рабочими местами и многие работники будут жить рядом.

— Мы прорабатываем структуру района таким образом, чтобы насытить его разными функциями. Чтобы он был не только жилым, а чтобы туда проникла городская экономика.

Фото: 66.RU

По задумке проектировщиков, Челюскинцев будут пересекать две новые улицы: одна дорога будет предназначена для въезда в жилой квартал, вторая — для выезда. Также предполагается сделать дублер, где появятся парковки для ритейла: застройщик собирается сделать активный уличный фронт вдоль городской магистрали. Не понравилось чиновникам и такое решение.

— У меня сложилось впечатление, что максимально загружаются места общего пользования и городская инфраструктура ради того, чтобы обеспечить плотность застройки, — сказал Алексей Бубнов.

Зампред комитета благоустройства Виктор Юровицкий высказался категоричнее: «Увеличение капитализации первых этажей за счет муниципалитета — возможно: помещения продаются дороже, а территорию обслуживает город». Однако, по его словам, это сработает, потому что парковочные места будут заняты машинами жителей новостроек и поэтому для посетителей магазинов и кафе они будут недоступны.

Алексей Круковский ответил, что нужно искать возможности, чтобы платное парковочное пространство расширялось, а если муниципалитет закрывает на это глаза, то появляются стихийные стоянки.

— Муниципалитет должен создавать предпосылки для того, чтобы появлялась дорогая недвижимость. Если на первых этажах будет активность и люди станут ими пользоваться, то это будет успешная недвижимость с высокой кадастровой стоимостью. А это большие налоговые отчисления. Поэтому если удастся создать хороший фасад с различными полезными функциями, это будет наш с вами успех, — сказал Алексей Круковский, обратившись к городским чиновникам.

В конце заседания транспортного совета Алексей Круковский согласился, что план нуждается в доработке. При этом, учитывая, что УГМК планирует напротив возведение небоскребов «Екатеринбург-Сити», сложно расчитывать, что нагрузку на уличную сеть можно снизить. Девелопер добавил, что готов принять финансовое участие в разгрузке дорог, но перед этим необходимо определить, где заканчивается зона ответственности застройщика и начинается зона ответственности города.