T+T Architects — московское бюро, которое работает во многих городах России. Оно известно по созданию интерьера штаб-квартиры Сбербанка в Москве, реконструкции гостиницы Azimut и лофт-кварталов Studio 8 и Studio 12. В Екатеринбурге архитекторы выиграли конкурс на создание концепции IT-городка на Широкой Речке для «СКБ-Контур», а также создали проекты застройки площадки на ВИЗе (для компании Prinzip), редевелопмента квартала в центре Екатеринбурга (для Forum Group).
Одна из специализаций бюро — реконструкция старых зданий и приспособление промышленных площадок для общественного использования. Закон о комплексном развитии территорий, который принимают в том числе для Екатеринбурга, как раз предполагает замещение ветхого жилого фонда.
Руководитель T+T Architects Сергей Труханов в интервью 66.RU рассказал о том, как правильно застраивать такие кварталы, чтобы не навредить городу.
— Сейчас в регионах внедряют программу комплексного развития территорий. Чем она должна отличаться от московской реновации?
— Я бы не стал смешивать реновацию и развитие территорий — это разные понятия, каждое из которых уместно в конкретной ситуации. Москва — достаточно плотно застроенный мегаполис, где назрела ситуация с обновлением жилого фонда. Массовая застройка прошлого века была нацелена на максимально быстрое возведение жилья, и эта задача была решена. Сегодня у городов, а тем более у мегаполисов, новые вызовы, которые требуют новых подходов и решений.
В регионах ситуация принципиально иная — градостроительный потенциал во многих городах огромен и не раскрыт даже на треть. Безусловно, с каждым годом мы видим улучшения, появляются качественные проекты жилых и общественных пространств, инвесторы охотнее приходят в регионы, но работы еще очень много. И поэтому сравнивать ситуацию в конкретном городе со столицей неверно. Для городского планирования требуется комплексный анализ ситуации с обязательным привлечением местного сообщества, архитекторов, предпринимателей, урбанистов, социологов и многих других. Таким образом, мы бережно и с уважением подходим к истории территории и можем улучшать ее, чтобы всем было комфортно.
— Какие общие проблемы и особенности есть у Екатеринбурга с другими миллионниками, а какие отличия?
— Для большинства миллионников проблемы характерны в части инфраструктуры. В первую очередь, дорожно-транспортная сеть. Город развивается быстро, высокими темпами идет застройка, а различные государственные программы, как льготная ипотека, и поручения Президента об объемах вводах жилья до 2030 года стимулируют застройщиков к работе на растущем рынке. Но в погоне за объемами может теряться индивидуальность и отставать развитие инфраструктуры — новых дорог, общественного транспорта, появление новых парковок. Без этого города может ждать транспортный коллапс, который стал главной проблемой наряду с экологией для всех мировых мегаполисов.
Екатеринбург — это не просто один из самых динамичных миллионников, но и кладезь памятников конструктивизма, авангарда и монументализма. На наш взгляд, они имеют огромный потенциал с точки зрения приспособления под современные функции и становления новой туристической доминантой города. Россия подарила миру архитектуру конструктивизма, которая отозвалась в работах тысяч архитекторов и до сих пор продолжает отзываться. Такие проекты надо обязательно сохранять и поддерживать.
— С точки зрения устройства городов, современный облик которых складывался веками, полезно ли в относительно короткий срок сносить относительно большое количество кварталов? Возможно ли в современном мире подобие «османизации»?
— Стремительные градостроительные изменения в Париже были в тот период вынужденным решением, так как количество социальных проблем, которые невозможно было решить при сложившейся городской застройке, приводило даже к гибели людей. Не исключаю, что при других условиях произвести такую масштабную городскую реконструкцию можно было меньшими жертвами, но история есть история. Сегодня мир ушел далеко вперед, мы научились новым механизмам развития, которые не требуют столь радикальных перемен. Более того, мировой опыт подсказывает, что только бережный подход к городскому планированию может действительно улучшить ситуацию, а не усугубить ее в ряде социальных групп.
Люди стали гораздо грамотнее, их требования к городу и застройщикам выросли, и на это нельзя не обращать внимания. Тема городского развития и создания комфортной городской среды в последние годы одна из самых обсуждаемых. На волне пандемии и развития внутреннего туризма перед городами встали новые вызовы. Обо всем этом необходимо думать, принимая те или иные решения.
— Есть ли экономические механизмы, при которых после реновации сохранится сомасштабная человеку застройка?
— Если перейти в практическую плоскость, то мы обычно сталкиваемся с двумя ситуациями — это или работа в «чистом поле», где не создано никакой инфраструктуры и есть максимальная свобода для действий, или это уже сложившаяся городская застройка, где надо разбирать участок буквально по слоям. На новых территориях мы можем без проблем создавать сомасштабную человеку застройку, учитывать принципы 15-минутного города, рисовать правильную сетку кварталов и многое другое.
В городе мы сталкиваемся с десятками проблем — окружающая застройка и ее плотность, вопросы собственности на участке, инженерные сети, экономика проекта и многое другое. И в таких ограничениях мы стараемся создать что-то стоящее, функциональное и удобное как для самих жителей, так и для города. К примеру, работа над концепцией проекта клубного дома на улице Клары Цеткин — проект камерный, но при этом наполненный всевозможными отсылками к разным эпохам. Это современное прочтение классики, которое органично вписано в окружение.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Вариант достройки Земской школы на улице Клары Цеткин в Екатеринбурге |
В каждом случае нужно глубоко анализировать ситуацию — реновация городских территорий при грамотном проведении только улучшит качество жизни горожан и облик города, поможет сформировать новые градостроительные модели, которые будут актуальны десятилетиями.
Нельзя не упомянуть и про кадры. Профессия архитектора всегда считалась престижной, но именно сегодня у профессионалов есть возможность создавать не только бумажные проекты, а реализовывать самые смелые идеи в жизнь. Активно развивается сообщество, которое постоянно обменивается опытом, создает новые объединения и помогает городам становиться лучше. В целом можно сказать, что неравнодушных к архитектуре и городскому развитию людей стало существенно больше.
— Реновация может затрагивать не только жилые кварталы, но и промзоны. Какие территории в Екатеринбурге нуждаются в переосмыслении? И как это нужно делать?
— Сегодня тенденция такая, что максимум промышленности выводят за периметр города. Во-первых, раньше все заводы строились в доступных локациях и с близостью водоемов. Сегодня новые мощности становятся уже высокотехнологичными и требуют гораздо меньше человеческих ресурсов. Во-вторых, промзоны при растущей плотности застройки являются донорами территорий под новые проекты, и этим надо пользоваться. Редевелопмент промзон сегодня актуален и востребован, но существует определенный перекос в жилую функцию, хотя город должен развиваться полицентрично, создавать рабочие места в каждом районе, те же коворкинги — пандемия существенно упростила вопросы с удаленными рабочими местами, что позволило людям быть более мобильными, но в то же время снизить маятниковую миграцию.
Фото: официальная документация проекта |
---|
«Депо Курская» — проект T+T Architects по реконструкции вагоноремонтного депо в Москве |
Стоит сказать еще об одном факторе, который в период изоляции вышел на первые позиции — это общественные пространства. Эта тема не новая и всегда присутствовала в повестке, но именно сейчас городские власти и сами жители иначе взглянули на то, что необходимо усилить направление. Появление новых общественных пространств — неотъемлемая часть развития города, а теперь они должны развиваться не только в центре города, но и во всех спальных районах и на перифериях. Люди начали ценить это гораздо больше, и именно такие места будут определять комфортность городской среды на ближайшие годы.
Мы видим новый тренд — это развитие технопарков в рамках комплексного редевелопмента. Фактически, мы вывозим промышленные мощности за пределы города, но оставляем в нем «мозги» — центры разработки, технокластеры, подразделения НИОКР и многое другое. Это решает сразу ряд вопросов со спросом на жилье, формированием инфраструктуры кварталов на месте промзон и привлечением в город новых перспективных кадров. В ближайшем будущем именно такие проекты, на наш взгляд, будут наиболее востребованными.