Первый конкурс на проведение капитального ремонта павильона подъемных механизмов плотины городского пруда администрация Екатеринбурга объявила в декабре 2020 года. Второй — в марте 2021-го.
«В связи с тем, что на него не было подано ни одной заявки, конкурс объявлен несостоявшимся. Вследствие отсутствия заинтересованности подрядчиков в выполнении работ на данном сложном объекте принято решение о приостановке размещения муниципального заказа. Дальнейшие решения будут приниматься отдельно», — заявили в пресс-службе городской администрации после второй попытки.
Ремонт плотины приковывает внимание городского сообщества преимущественно потому, что в список работ включили восстановление Краснознаменной группы — дискуссии по поводу ее возврата на Плотинку в Екатеринбурге идут уже восемь лет. Изучив документацию и пообщавшись с сотрудниками компаний, которые занимаются строительством и ремонтом гидротехнических сооружений, мы нашли как минимум три возможные причины, почему конкурс на капремонт не заинтересовал потенциальных подрядчиков.
Начальная стоимость работ при обеих безуспешных попытках найти подрядчика была одинаковой — 4,7 млн рублей. Можно предположить, что этой суммы недостаточно, чтобы частная компания окупила затраты и заработала на госконтракте.
Гипотезу косвенно подтвердил в разговоре с 66.RU эксперт в отрасли. Но делать однозначные выводы наш собеседник отказался, сославшись на то, что для этого нужно тщательно изучить проектную документацию.
Примечательно, что в октябре 2020 года вышло постановление администрации Екатеринбурга «Об утверждении Муниципальной программы «Улучшение благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2021 — 2025 годы». Согласно документу, на капитальный ремонт павильона подъемных механизмов плотины городского пруда, в том числе проектно-изыскательские работы, заложили 36,11 млн рублей, то есть в 7,6 раза больше, чем начальная стоимость объявляемых контрактов.
При этом по имеющимся в открытом доступе данным, государственная историко-культурная экспертиза обошлась в 110 тыс. рублей, а разработка проектной документации — в 300 тыс. рублей. То есть непосредственно на капремонт должно было остаться чуть меньше 36 млн рублей.
«Разница в стоимости ремонтных работ возникла в связи с тем, что изначально планировалось провести полный ремонт плотины — и в верхней ее части (где пруд) и в нижней (где сама Плотинка). В связи с распоряжением главы Екатеринбурга (тогда А.Г. Высокинский) восстановить Краснознаменную группу, решено было разбить ремонтные работы на этапы, а первым сделать ремонт именно той части, где стояла конструкция. При подготовке отдельной сметы и возникла эта цифра», — пояснили 66.RU в пресс-службе администрации Екатернибурга.
В документации, опубликованной на портале госзакупок, в числе требований к подрядчику указано, что он должен иметь лицензию Минкульта на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Дело в том, что плотина имеет статус объекта культурного наследия народов РФ федерального значения.
В мэрии не исключили, что отсутствие интереса к контракту можно объяснить именно так, но подчеркнули: «Это требование федерального законодательства».
Однако, по словам анонимного участника рынка, требование иметь лицензию Минкульта можно обойти, если привлечь субподрядчика, у которого такая лицензия уже есть. И это абсолютно законная процедура.
При этом непосредственно рабочий процесс может усложниться именно из-за исторической ценности объекта. Не исключено, что облицовочный камень плотины придется разобрать, вывезти на время замены конструкций куда-то на хранение, а затем вернуть на место. И здесь уже снова все упирается в деньги.
Согласно требованиям второго незаключенного контракта, капремонт должен был завершиться не позднее 15 июля 2021 года. То есть чтобы успеть, начать работы нужно было в апреле. А весна — время паводков.
Так, в 2009 году инспекторы МТУ Ростехнадзора по УрФО потребовали остановить реконструкцию павильона подъемных механизмов плотины городского пруда в Екатеринбурге «во избежание аварийных ситуаций при ожидаемом половодье».
При этом строители плотин утверждают, что очень многие виды работ можно проводить и весной. Но не исключают, что перерывы в работе плотины во время ремонта возможны.