Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Схема Заводовского не сработала». Минтранс остановил снос аэровокзала «Уктус»

судебная хроника
24 марта 2021, 15:33
Фото: архив 66.RU
Со сносом аэровокзала бывшего аэропорта Уктус возникла проблема. Девелоперы пока не могут законно обменять его помещения на коммерческие площади в собственном бизнес-центре. Если ситуация не изменится, снести аэровокзал не получится. И вопрос дальнейшего использования здания останется открытым.

Компания «Инвестторгстрой» (учреждена совладельцами компании «Малышева 73» Игорем Заводовским и Константином Погребинским) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с требованием выселить сотрудников управлений Росавиации и Ространснадзора из принадлежащих ей офисов в бизнес-центре «Аврора».

Ранее Заводовский и Погребинский по итогам открытого конкурса предоставили площади госслужащим в обмен на передачу им в собственность здания аэровокзала бывшего аэропорта Уктус, на месте которого должен в будущем появиться торговый центр «Золотой». Стороны заключили договор мены, но события стали развиваться не по плану. Когда бизнесмены направили в Минтранс РФ просьбу об отчуждении в свою пользу здания аэровокзала, министерство отказалось согласовать сделку. Позицию Минтранса позже поддержал и арбитражный суд.

«Мена имущества, находящегося в государственной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, на имущество, находящееся в частной собственности, законодательством Российской Федерации не предусмотрена», — говорится в соответствующем решении от 24 февраля 2021 года.

Это решение также оспаривают бизнесмены. Ближайшее заседание по делу о выселении УГАН НОТЕ УФО Ространснадзора пройдет в арбитражном суде Свердловской области 6 апреля. Дело же с требованием признать незаконным отказ Министерства транспорта РФ в согласовании сделки будут рассматривать в Москве.

Руководитель отдела рекламы ТРЦ «Гринвич» Илья Клюжин заявил 66.RU, что компания не комментирует ход разбирательства.

Ранее помощник начальника Уральского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Виктор Киселев сообщал СМИ, что договор мены с екатеринбургскими девелоперами вообще не заключался.

«Помещение в бизнес-центре мы заняли в 2015 году, при подготовке к чемпионату мира по футболу. Мы не получили разрешения ни своего министерства транспорта, ни Росимущества, поэтому мы не имели права заключать договор, мы по договору пользования здесь разместились в связи с подготовкой к приезду комиссии ИКАО. И мы с разрешения Минтранса переехали в это помещение», — рассказывал он.

Главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков заявил 66.RU, что проект реконструкции аэровокзала нужно вынести на общественное обсуждение, и предложил свои варианты, как можно вписать здание аэровокзала в комплекс торгового центра.

Андрей Молоков, главный архитектор города:

— Его можно вписать в застройку, чтобы сохранить память об этом месте. Таких примеров много. Не стоит относиться к этому зданию как к артефакту. Я был в нем, там очень красивые интерьеры, выполненные в стиле сталинского ампира. Представьте, если сделать в этих интерьерах ресторан, который станет частью автовокзала и торгово-развлекательного центра. Это лучше, чем просто взять и законсервировать, или снести здание. Это искусство архитектора — увязать ТЦ и аэровокзал. При условии, конечно, если права будут не у застройщика ТЦ. Как один из вариантов — предложение общественников сделать там музей. Почему бы и нет. Я считаю, что надо придерживаться исторической правды.

Активисты движения «Мирные жители», выступающие за сохранение здания, уверены, что в связи со сложившейся ситуацией у них большой шанс спасти его от сноса.

Алексей Кофман, участник движения «Мирные жители»:

— Такая схема по сносу, которую пытаются провернуть Заводовский и Погребинский, действует 50 на 50. Тут она не сработала, потому что пришлось все делать по правилам — через Москву. Мы уверены, что спасти здание удастся. Другой вопрос, что с ним потом делать. У нас уже есть несколько желающих архитекторов, которые могут заняться его реставрацией.

Юристы тоже считают, что здание удастся сохранить — скорее всего, суд признает договор мены недействительным.

Тихон Мехенцев, юрист по гражданским делам:

— В любом случае помещения обяжут возвратить. Либо согласно статье 416 ГК РФ («Прекращение обязательства невозможностью исполнения»), либо договор мены признают недействительным. В этом случае я бы на месте бизнесменов вообще требовал еще и денег за пользование помещениями в бизнес-центре. Но, видимо, совсем ссориться не хотят.

Уже несколько лет екатеринбургские общественники пытаются спасти здание аэровокзала «Уктус» от сноса. По их мнению, это единственный довоенный аэровокзал, сохранивший первоначальный облик, и его необходимо признать памятником архитектуры. Однако сделать это ранее не удалось — суд отказал им в удовлетворении соответствующего иска к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области.

Обращения с просьбой отреставрировать здание аэровокзала и организовать в нем культурный центр инициативная группа «Мирные жители» в начале этого года отправила губернатору Евгению Куйвашеву и главе Екатеринбурга Алексею Орлову. «Мирные жители» предложили использовать аэровокзал для размещения музея авиации с открытыми площадками, специализированных центров детского технического творчества и парашютного спорта.

Ранее в департаменте информационной политики Свердловской области 66.RU рассказывали, что получили обращение от «Мирных жителей» и рассмотрят его. Также департамент предоставил комментарий главы свердловского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории культуры Людмилы Михайловой, который, по всей видимости, соответствует мнению областных властей.

«Здание аэровокзала «Уктус» типично для объектов общественного назначения времен 1935–1950 годов. В нем нет уникальных или ценных архитектурно-художественных элементов. Кроме того, оно полностью утратило свою историческую функцию организации пассажиропотока и управления полетами. Летное поле сегодня застроено современными многоквартирными домами, его территория разделена улицами и дорогами. Без летного поля значение исторической подлинности здания невысоко. Как самостоятельный объект здание аэровокзала большого интереса для истории, социальной культуры и науки не представляет», — считает специалист.

Позицию общественников отчасти поддерживает администрация Екатеринбурга.

«Департамент градостроительства согласен с позицией, касающейся обеспечения важных условий комплексного и устойчивого развития Екатеринбурга. Сейчас департамент проводит мероприятия по оценке объемно-пространственного и архитектурно-планировочного потенциала развития Екатеринбурга, а также разрабатывает нормативные документы, которые в дальнейшем смогли бы создать эффективный механизм регулирования архитектурно-проектной деятельности с учетом необходимости создания комфортной среды», — говорится в официальном ответе мэрии активистам.

В документе также уточняется, что в 2015 году администрация Екатеринбурга и ООО «Гран 2008» (инвестор, аффилирован с «Малышева 73») заключили договор о развитии застроенной территории в районе улиц Крестинского — Академика Шварца — Белинского. Здание аэровокзала «Уктус» в эти границы не входит.

Ранее в мэрии также говорили, что «окончательно судьба [здания] должна решиться при проектировании второй очереди торгового центра, а этот проект в администрацию города застройщик пока не предоставлял».

  • Аэропорт Уктус построили в Свердловске в 1937 году. Он принимал и отправлял самолеты в населенные пункты региона и в другие города — Магнитогорск, Челябинск, Москву, Омск и Иркутск. В середине 50-х дальние рейсы перенесли в Кольцово, а в 1986 году гражданский аэропорт выселили с Уктуса под Арамиль. Здание относят к постконструктивизму — короткому временному промежутку с 1932 по 1936 год, который выделил советский историк Селим Хан-Магомедов. Старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова отмечает, что ценность «Уктуса» — в его отличной сохранности, благодаря которой здание можно использовать для любой цели — от открытия музея или детского центра до стилизованного ресторана.
  • В 2019 году общественники обратились в Управление госохраны ОКН с просьбой признать аэровокзал объектом культурного наследия. Управление отказало им на основании экспертизы.
  • Специалисты, которые ее проводили, не нашли ничего примечательного в постконструктивистской постройке — «общий объем здания утилитарен», «интересных декоров фасада или интерьеров здание не содержит».
  • Первый камень в основание нового ТЦ — несколько «золотых» слитков — заложили в фундамент год назад, в январе 2020-го. Тогда же представили внешний облик ТЦ. Внешним видом ТПУ занимался Владимир Громада, а изначальную концепцию разработало британское бюро Dyer.
Дарья Александрович