Один из тех, кто поддерживает этот закон, — депутат Заксобрания Свердловской области и владелец компании Brozex Вячеслав Брозовский. В колонке для 66.RU он рассуждает о существующих сейчас перегибах в отношениях между участниками строительного рынка и о том, как это мешает развитию городов.
— Меня спрашивают: «Вы принимаете закон, который повлияет жизнь многих людей, но не проводите общественные обсуждения. Как так?» Никто не понимает, как будет работать новый закон, какие кварталы застроят, куда отселят жильцов, сколько выплатят компенсаций. Многие опасаются, что их интересы будут ущемлены. Это объяснимое беспокойство, нужно понимать, что сейчас никакой конкретики нет.
На сегодня есть рекомендованный профильным комитетом рамочный закон, который распределяет полномочия между областным правительством и муниципалитетами. Это формальность: мы обязаны привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. Поля для дискуссий абсолютно нет.
Не надо бежать впереди паровоза и преждевременно паниковать. Со временем появятся нормативные акты, где пропишут интересующие всех детали: зоны под реновацию, цену выкупа, механизм отселения. Будет конкретика — тогда и будем биться.
Любой законопроект исходит из существующей проблемы. Есть проблема, есть способы решения. Эти предложения попадают в текст нормативного акта. Есть законы, которые мы по разным причинам переписали дважды за созыв — меняется федеральное законодательство, практика применения оказывается неактуальной. Тогда мы добавляем уточнения. И на самом деле так часто происходит.
К примеру, не так давно было принято решение о том, что вместо выделения земли многодетным семьям будут выплачиваться денежные компенсации. Я это искренне поддержал. В муниципалитетах людям выделяются участки в полях — без дорог, воды и электроэнергии. Для чего? Кого мы обманываем? Аналогично с законом о реновации: если он не будет работать, то необходимо внести точечные изменения.
Какую проблему решает закон о реновации? Он решает проблему развития городов. Я, как бывший мэр (Вячеслав Брозовский возглавлял Березовский с 2004 по 2010 год, — прим. 66.RU) и девелопер, понимаю необходимость в этом.
Вы представить себе не можете, с каким потребительским экстремизмом сталкиваются застройщики, если хотят договориться с жильцами о сумме компенсации! Мы в Березовском для строительства дороги не могли отселить один дом восемь лет! Все это время люди объезжали его по грунтовой дороге вместо того, чтобы ездить прямо и по асфальтированной.
Десять лет назад в Екатеринбурге был случай, когда власти не могли выкупить у одного собственника частный дом на улице Щербакова. Он долгое время мешал строительству новой дорожной развязки. Миллионы автомобилистов ездили вокруг из-за того, что человек оказался несговорчивым.
Я понимаю, что есть право частной собственности и его нужно защищать, но развитие городов не должно останавливаться из-за корыстных интересов. Бывает, что тысячи, десятки тысяч людей страдают из-за одного человека. Мы ищем цивилизованный путь решения таких вопросов, мы думаем про справедливую для всех участников модель. Никто не говорит, что людей завтра выгонят на улицу и оставят без денег. Но, согласитесь, оценивать свое жилье в десять раз дороже, чем оно реально стоит, — тоже не дело.
Новый механизм позволяет обновлять жилье во всех муниципалитетах. Но, конечно, в первую очередь он будет востребован в крупных городах, где высокая покупательская способность. В малых городах такие проекты сложно обсуждать: экономика не сходится, для девелоперов это неперспективно.
Представьте муниципалитет, где пограничная ситуация, со средней стоимостью квадратного метра в 45 тысяч рублей. Там живут люди, его нельзя списывать в плане перспектив развития. И для такого города реновация — это один из инструментов, чтобы хоть как-то обновлять деградирующие территории. И вот на фоне почти нулевой ожидаемой прибыли добавляется давление продавцов. А это в конечном счете может повлиять на репутацию застройщика. И этот застройщик думает: а действительно ли мне это все надо? Инвестор уходит, а город продолжает стагнировать.
Понятно, что застройщики мечтают строить в центре города. А почему? Потому что там самая высокая ликвидность жилья. А почему там самая высокая ликвидность жилья? Потому что там самый высокий спрос. Центр нуждается в реновации. Жители малых городов, точно так же как и жители мегаполисов, хотят жить в центре, где уже подготовлена вся инфраструктура — социальная и деловая. Поэтому когда я говорю про развитие городов, имею в виду избавление от ветхого жилья, создание условий для малого бизнеса и еще с десяток плюсов.
Что еще почитать по теме: