В Свердловском областном суде за несколько минут решили судьбу аэропорта Уктус. Об этом 66.RU рассказала координатор движения «Реальная история» Марина Сахарова. Именно она сначала обратилась в Управление госохраны с просьбой признать советский аэровокзал объектом культурного наследия, а когда в управлении отказались это делать, пошла в суд.
Октябрьский районный суд поддержал решение управления, поэтому общественники подали апелляцию. На заседание Марина Сахарова опоздала, и к моменту ее прихода оно уже закончилось — решение Октябрьского суда осталось без изменений. Информацию 66.RU подтвердили в пресс-службе Областного суда. Теперь общественники намерены подавать еще одну апелляцию, чтобы спасти здание от сноса.
«Еще ничего не решено. «Уктус» по-прежнему находится в федеральной собственности. Это не только здание аэровокзала, но и территория вокруг него с хозяйственными постройками», — считает Марина Сахарова.
На месте аэропорта Уктус планируют построить новый транспортно-пересадочный узел, в который войдет автовокзал. Стоимость масштабного проекта оценивается в $400 млн. На бывшей производственной площадке Уральского завода гражданской авиации к 2023 году появится торговый центр, который в народе назвали «Золотой», наземная перехватывающая парковка и две многоуровневые. В проекте предусмотрены остановки городской электрички, следующей из аэропорта Кольцово и МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО». Инвестором выступает компания «Малышева 73».
Представитель «Малышева 73» Илья Клюжин в разговоре с 66.RU заявил, что компания следит за происходящим, но не более — говорить о сроках возможного сноса он не стал: «Строительство транспортно-пересадочного узла с торговым центром ведется со стороны улицы Крестинского и жилого массива Ботаники. Там нам ничего не препятствует». Илья Клюжин также выразил уверенность, что проект завершат в срок, к 300-летию Екатеринбурга.
- Аэропорт Уктус построили в Свердловске в 1937 году. Он принимал и отправлял самолеты в населенные пункты региона и в другие города — Магнитогорск, Челябинск, Москву, Омск и Иркутск. В середине 50-х дальние рейсы перенесли в Кольцово, а в 1986 году гражданский аэропорт выселили с Уктуса под Арамиль.
- Здание относят к постконструктивизму — короткому временному промежутку с 1932 по 1936 год, который выделил советский историк Селим Хан-Магомедов. Старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова отмечает, что ценность «Уктуса» — в его отличной сохранности, благодаря которой здание можно использовать для любой цели — от открытия музея или детского центра до стилизованного ресторана.
- В 2019 году общественники обратились в Управление госохраны ОКН с просьбой признать аэровокзал объектом культурного наследия. Управление отказало им на основании экспертизы. Специалисты, которые ее проводили, не нашли ничего примечательного в постконструктивистской постройке — «общий объем здания утилитарен», «интересных декоров фасада или интерьеров здание не содержит».
- На месте аэропорта построят автовокзал. Первый камень — несколько «золотых» слитков — заложили в фундамент год назад, в январе 2020-го. Тогда же представили внешний облик ТЦ. Внешним видом ТПУ занимался Владимир Громада, а изначальную концепцию разработало британское бюро Dyer.