Уже сейчас архитекторы проектируют школы, которые отклоняются от принятых стандартов. Поэтому через пару лет первоклассники пойдут не в обычные П- или Н-образные здания, а в нечто более приспособленное к современной жизни.
Недавно компания «Брусника» презентовала новый подход к устройству школы, в основе которого — трансформируемое пространство. И этот пример далеко не единственный.
Что изменится?
В октябре 2020 года вышло постановление федерального правительства, где уточняются положения санитарно-эпидемиологических и противопожарных документов. Заметных послаблений два.
Во-первых, в этих документах разрешается строительство пятиэтажных школ (до этого — максимум четыре этажа) в крупных и крупнейших городах. Правда, в документах, которые регламентируют это вопрос, существуют разночтения. Свод правил, касающийся противопожарной защиты, указывает, что под определение «крупные и крупнейшие города» в Свердловской области подходит только Екатеринбург, а свод правил об общественных зданиях добавляет к нему еще и Нижний Тагил.
Во-вторых, там допускается обустройство эксплуатируемой кровли, которую можно использовать для спортивных площадок или прогулочных зон. Таким образом можно уменьшить площадь пришкольной территории. Это может стать подспорьем для проектирования объектов в стесненных городских условиях.
Другие изменения:
- В административно-хозяйственных помещениях, спортивном и актовом залах, зоне рекреации и кабинетах информатики разрешается не соблюдать нормы инсоляции.
- Отменены требования по ориентации окон классов. До того они выходили на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта.
- Входы в спортивные залы из коридора или рекреационного помещения должны быть шириной не менее четырех метров.
Есть еще один полулегальный момент. Многие школы сегодня проектируются с учетом того, что они станут районными центрами, куда по вечерам жители ближайших домов смогут приходить на собрания, концерты и другие мероприятия. Вот и в мэрии Екатеринбурга находят это хорошей идеей.
Михаил Ладейщиков, замначальника департамента образования:
— Это будет жить, если будет свой вход на территорию, свое крыльцо, свой гардероб, отдельный маршрут в актовый зал, потому что неправильно тащить гостей через всю школу. Тогда появятся арендаторы и здание станет центром района.
Только вот по требованиям антитеррора пускать посторонних в образовательные учреждения ни в каком виде нельзя.
Что из этого получится?
На сессии Forum 100+ Russia проектировщики представили несколько кейсов, как должно выглядеть современное образовательное учреждение.
Анатолий Кузеванов, главный инженер Управления капстроительства Свердловской области:
— В новой школе должна быть возможность трансформации классов для разнообразных форм обучения: классический урок, урок в формате круглого стола, работа в группах, индивидуальные занятия. Общие помещения и коридоры становятся местом, где дети могут продолжать занятия. Библиотека становится информационно-справочным центром с мультимедийной аудиторией и лекторием — местом, где могут проходить занятия двух или трех классов.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Это эскиз школы, который хотят построить в районе Уктус-Левобережный. В отделке фасадов будут применять натуральные и нейтральные цвета. Большие окна, по задумке проектировщиков, будут давать ощущение открытости. |
Фото: официальная документация проекта |
---|
Это проект школы в микрорайоне Солнечный. «Форум Групп» проектирует необычные по наполнению школьные территории — беседки, геопластику и площадь с трибунами. |
Анатолий Кузеванов: «Школа — это многофункциональный центр района. После уроков есть возможность посещения жителями района спортивного зала, актового зала, информационно-справочного центра, спортивного ядра. Для этого проектом предусматриваются отдельные входы в здание и изолированная маршрутизация».
Фото: официальная документация проекта |
---|
Компания «Брусника» решила убрать лишнее и избавиться от подвала, который обычно почти не используется. После этого площадь здания сократится почти на 3000 кв. метров — с 18 700 кв. метров до 15 800 кв. метров. Это позволит заложить больше денег на строительство одного квадратного метра. Кроме того, вместо традиционной коридорной системы появится атриум для проведения массовых мероприятий. Подробнее о школе, которую спроектировал девелопер для своего района в Новосибирске, можно прочитать здесь. |
Фото: официальная документация проекта |
---|
Пример того, как может выглядеть рекреационная зона на крыше здания. В этом объекте половина озеленения находится на земле, половина — на кровле. Для удобства там запроектировали различные тенты и навесы. |
Фото: официальная документация проекта |
---|
Это проект московского архитектурного бюро Asadov. По словам его основателя Андрея Асадова, архитектура и пространства школы не всегда могут быть прямоугольными. Иногда конфигурация участка или другие ограничения предопределяют необычную форму здания и стимулируют на нестандартный подход. |
Фото: официальная документация проекта |
---|
Зато без сжатых условий можно создавать такие школьные комбинаты на 1000 учеников. Это эскиз СУНЦ рядом с технопарком. Большая площадка позволила архитекторам разбить здание на несколько блоков по специализации, увеличив фронт наружных стен для выполнения норм по солнечному свету. |
Какие перспективы в Екатеринбурге?
Смягчение требований вовсе не означает, что подобные здания будут распространены в Екатеринбурге. Да, сейчас в городе строится много современных зданий для школьников, но основополагающий фактор в понимании департамента образования совсем другой. Приведем часть выступления Михаила Ладейщикова:
— Когда мы кормим детей, мы же не спрашиваем их мнения насчет обеда. Роспотребнадзор знает, что они хотят, и это двухнедельное меню сбалансированное и правильное. Со строительством школ та же история: их мы строим не для школьников, а для образования. Если упрощенно, то для директоров: они знают, как учить и в каких стенах это делать.
Думаете, что качество образования связано со стенами? Нет. Ни одна из построенных за последние 15 лет школ не вошла в число лучших. Что в топе? «Девятка» — 165 лет, лицей № 110 — 69 лет, лицей № 130 — 59 лет, СУНЦ — 30 лет. Их сложно назвать современными. Это в основном неудобные, не всегда красивые и не самые яркие помещения, но там дают знания. Конечно, среда помогает, но образование на 80% — это педагогика.