Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России появится школа-трансформер с атриумом и круглыми партами. Скоро такие будут строить везде

29 сентября 2020, 11:26
В России появится школа-трансформер с атриумом и круглыми партами. Скоро такие будут строить везде
Фото: официальная документация проекта
В Новосибирске построят школу с необычными планировками, и в будущем она может стать рядовым для городских пейзажей объектом. Учреждение на 825 мест, которое разработало нидерландское архитектурно-консалтинговое бюро, обойдется бюджету так же, как и обычное П- или Н-образное здание.

Чиновники пообещали взять проект за образец и применять опыт его строительства по всей стране. Немаловажным фактором стало то, что смета образовательного заведения в Новосибирске не превысила стандарта из расчета 1 млн рублей трат на 1 ученика. Ориентировочная стоимость объекта — 860 млн рублей.

Фото: официальная документация проекта

Фото: официальная документация проекта

Здание спроектировали архитекторы по заказу компании «Брусника». В плане образовательных технологий и концепции девелопер ориентировался на образовательный комплекс «Город будущего» (на фото), открытый в сентябре этого года под Иркутском. Консультанты того центра помогали и в этом проекте. В частности, исходя из планировок и объема, они настраивали штатное расписание и продумали мелочи вроде того, сколько времени можно использовать класс и сколько его нужно проветривать.

«Брусника» по своей инициативе разработала проект школы, передала его в новосибирскую администрацию, а потом выиграла муниципальный конкурс на строительство и получила генподряд.

Девелопер взял за основу обычную советскую школу и постарался выкинуть из нее максимальное количество неэффективных помещений — разных простаивающих аудиторий, коридоров, технических помещений, лишних эвакуационных лестниц. За счет этого освободилось место для увеличения размера классов. В итоге на одного ученика вышло 19 кв. метров полезного пространства (обычно 16 кв. метров).

Фото: официальная документация проекта

Проектировщики разбили классы на четыре кластера — медиа и арт, спортивный, естественно-научный и технологический. Помещения внутри кластеров универсальны и могут использоваться для изучения нескольких предметов.

Дмитрий Ступин, глава группы концепций «Брусники»:

— Когда вы входите в кабинет литературы обычной школы, то видите на стенах портреты писателей Золотого века. В современной школе один и тот же кабинет используется для разных предметов. Поэтому все, что необходимо визуально показать, делается с помощью интерактивных технологий. Раньше класс предусматривал фронтальную рассадку, все сидели перед доской, смотрели на учителя. Сегодня мы понимаем, что образовательный процесс — это еще и групповая (в больших и малых группах), и индивидуальная работа. Поэтому столы и стулья расставлены так, чтобы учащимся было удобно.

Фото: официальная документация проекта

Как такового актового зала в здании нет. Вместо него появится атриум с выдвижной сценой, который можно использовать для общих собраний, выступлений и уроков хореографии. С одной стороны, говорит Дмитрий Ступин, это оборудование стоит дополнительных денег. С другой, средства экономятся за счет компактности.

Фото: официальная документация проекта

«Через 20–30 лет образование изменится. Как именно, мы не знаем, поэтому при проектировании мы закладываем универсальное пространство, где можно совместить много различных сценариев. Чтобы здание было актуальным и через 50 лет, жестко не фиксировало принятые сегодня стандарты», — считает Дмитрий Ступин.

Фото: официальная документация проекта
Фото: официальная документация проекта

По задумке архитекторов, школа может стать коммуникационным центром, который объединит жителей микрорайона. Но пока образовательные стандарты не позволяют этого сделать. Из-за требований безопасности там нельзя сдавать площади арендаторам (например, под курсы вождения или обучения компьютерной грамотности пенсионеров), чтобы здание функционировало и по вечерам тоже. По этой же причине невозможно убрать заборы и открыть школьную территорию со стадионом и спортивными площадками для всех желающих.

Дмитрий Ступин:

— Сегодня участки школ имеют территорию больше, чем необходимо. В сложившейся застройке часто не хватает земельного ресурса, и поэтому девелоперы не могут предложить место под новое учреждение. Если бы нормативы разрешали использовать кровлю здания для отдыха, проведения мероприятий или спортивных площадок, то появилось бы больше хороших школ.

По плану строительство школы закончится до конца 2021 года, после чего она перейдет под управление муниципалитета. В ближайшие годы появятся еще три подобных объекта.