Рядом с парком Маяковского, на заболоченном и депрессивном участке, может появиться искусственный остров. Проект, который предполагает очищение реки, благоустройство набережной и строительство мало- и среднеэтажных домов, называется «Малая Голландия» — по аналогии с «Новой Голландией» в Петербурге. Авторство принадлежит российско-голландскому архитектурному бюро SVESMI, по концепции которого собираются реконструировать ЦПКиО. Мастер-план на Forum 100+ Russia презентовали сооснователи компании Анастасия Смирнова и Александр Свердлов.
Авторы рассказали, что проект «Малая Голландия» родился во время работы над планом реорганизации ЦПКиО. Концептуально проект связан с парком, хотя юридически находится за его пределами.
Фото: официальная документация проекта/ Svesmi |
---|
Территория, где хотят реализовать девелоперский проект, находится между ЦПКиО и Заводом радиоаппаратуры. Там в советские годы существовал парковый пруд, со временем заросший. В 90-х годах его осушили, а сейчас туда сливают стоки после чистки городского пруда, поэтому водоем находится в плачевном состоянии. |
Александр Свердлов, сооснователь бюро Svesmi:
— А город вокруг продолжает бурно отстраиваться. Обитатели жилых комплексов, расположенных вдоль парка, могут попасть в него только по полуразвалившемуся мосту с улицы Щорса. Из-за своей неухоженности волшебная в перспективе территория сейчас отрезает эти районы от парка.
Инвестор проекта, компания Acons Group, собирается соорудить искусственный остров, который займет место в воссозданном парковом водоеме. От него в сторону города протянут новый автомобильный мост, а к ЦПКиО — три пешеходных, поддерживающих возрождающуюся структуру зоны отдыха. На самом острове возведут дома.
Судя по рендерам, девелопер построит несколько жилых комплексов квартального типа от четырех (по периметру) до восьми (в глубине) этажей.
Фото: официальная документация проекта/ Svesmi |
---|
Фото: официальная документация проекта/ Svesmi |
---|
Фото: официальная документация проекта/ Svesmi |
---|
Девелоперский проект рассчитывают завершить в течение десяти лет после старта. При благоприятной ситуации подготовительные работы можно начать уже в следующем году.
Как рассказал владелец Acons Group Иван Кузнецов, идея родилась после обсуждений реконструкции ЦПКиО, где многие участники высказались за возрождение паркового пруда. Затраты на очистку воды и вывоз иловых отложений (порядка 750 тыс. «кубов») составят примерно 1,5 млрд рублей. Это непосильная для муниципального бюджета сумма.
Фото: официальная документация проекта/ Svesmi |
---|
Для рекультивации будут применяться шлюзы, плотины и дамбы. В наибольшем измерении вода будет достигать зеркала в 150 метров (полтора водоема в Харитоновском парке). Естественным образом можно очистить 4,4 га реки. По задумке архитекторов, в перспективе там реально обустроить компактный пляж и купаться (если сделать систему фильтрации). |
Иван Кузнецов, руководитель Acons Group:
— Мы подумали, почему бы не совместить коммерческую составляющую и общественные пространства. Наверное, проще купить площадку, построить типовое жилье и заработать на этом деньги. Но мы чувствуем себя частью города. Развитие измеряется не только квадратными метрами, но и вкладом в улучшение городской среды.
Нынешние границы парка Маяковского, обнесенные забором, станут новым контуром набережной, а ее благоустройство откроет парадную панораму парка и возможность ЦПКиО присутствовать в контексте города, считают авторы мастер-плана.
«Самое важное, что даст обустроенный берег Екатеринбургу, — длину и ширину. Непрерывный пешеходный маршрут составит 1300 метров. Много ли в городе есть мест, где вдоль воды беспрепятственно неспешным шагом можно идти 15–20 минут?» — говорит Александр Свердлов.
Фото: официальная документация проекта/ Svesmi |
---|
Фото: официальная документация проекта/ Svesmi |
---|
Навес над рекреационным пространством будут создавать могучие сосны. Часть территории проектируют под детские площадки, а часть — под образование. В каких-то местах выделят зону для изучения природы, уединения или рыбалки. В широкой части водоема архитекторы видят лодочную станцию. Теоретически зимой на воссозданном пруду можно заливать каток, а на стрелке — устанавливать елку.
Фото: официальная документация проекта/ Svesmi |
---|
Протяженность набережной увеличится вдвое за счет искусственного острова. На маршруте, выходящем на Исеть, сделают набережную пошире с двумя рядами деревьев. Общественное пространство от приватного будут отделять кустарники — своеобразный дружелюбный фильтр. В сумме длина обеих набережных составит 2,6 километра. Это 45 минут прогулки. |
Фото: официальная документация проекта/ Svesmi |
---|
В жилых кварталах архитекторы запроектировали широкие, 26-метровые, улицы. Но не везде можно будет проехать на автомобиле или запарковаться. Какие-то участки станут доступными только для разгрузки-погрузки или машин экстренных служб.
Из-за отсутствия регулярного движения улицу, по концепции бюро SVESMI, можно использовать не только вдоль, но и на всю ширину, превращая ее в своеобразную площадь, например, для проведения детских праздников.
Фото: официальная документация проекта/ Svesmi |
---|
Улица острова с видом на парк в перспективе |
Фото: официальная документация проекта/ Svesmi |
---|
От автомобильного моста протянется центральный бульвар, где будет сосредоточена общественная жизнь района: магазины, кафе, вечерние развлечения и фонтан |
Авторы проекта подчеркивают, что жилищное строительство и развитие общественных зон станут поддерживать друг друга и создадут кумулятивный эффект для всего города. По словам Александра Свердлова, важно, чтобы горожане заметили изменения после трех-четырех лет: «Надо реализовывать проект поэтапно — построить часть жилья, благоустроить часть набережной, очистить часть водоема. Важно, чтобы первая очередь могла сразу предъявить горожанам преимущества».
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Сейчас место, которое хотят обустроить, выглядит так |
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
«По сути, это приглашение к сотрудничеству, поскольку проект новый и сложный. Мы его считаем авангардным. Ничего подобного в Екатеринбурге еще не делали, да и в России таких примеров нет», — поясняет Анастасия Смирнова.