Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вдоль Объездной хотят построить гаражи. Мэрия не дает и считает, что вместо них появится жилье

7 февраля 2020, 08:00
Вдоль Объездной хотят построить гаражи. Мэрия не дает и считает, что вместо них появится жилье
Фото: архив 66.ru
Чиновники из мэрии год отказывали в согласовании внешнего вида гаражного комплекса у Объездной дороги. Без подписи инвестор не может приступить к строительству и рискует потерять участок. В мэрии подозревают, что истинные намерения застройщика — жилые дома.

В Екатеринбурге проходит очередной судебный спор застройщика с администрацией города. В 2008 году компания «Дока-Строй», единственный учредитель которого — Михаил Семериков — был связан с инвестиционной компаний «РЭД» и «НКС Девелопмент», арендовала участок в 8802 кв. метров рядом со зданием на проезде Решетникова, 22. В 2016 году «Дока-Строй» сдал небольшое двухэтажное офисное здание и планировал приступить к строительству гаражного комплекса.

Как следует из материалов дела, в марте 2019 года организация обратилась в мэрию, чтобы согласовать внешний облик гаражей. Департамент архитектуры отказал формально из-за того, что они «не соответствуют сложившимся особенностям и характеристикам территории» и «не позволят сформировать комплексное решение по развитию территории». При этом в выданном ГПЗУ чиновники не указали никаких ограничений и особых требований к застройке.

Вдоль Объездной хотят построить гаражи. Мэрия не дает и считает, что вместо них появится жилье
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

В августе арбитражный суд признал отказ сотрудников Главархитектуры незаконным, в ноябре 17-й арбитражный апелляционный суд подтвердил правоту первой инстанции, а на днях Арбитражный суд Уральского округа оставил судебные решения без изменений.

Анна Соколова, юрист «Дока-Строй»:

— Мы подавали в горадминистрацию четыре разных эскиза, и нам все время отказывали. То им форма забора не нравится, то цвет зданий, то навесы не те. В последний раз вообще написали, что объекты стоят по периметру и их это не устраивает. Участок, где мы хотим строить, находится на Объездной, посреди таких же гаражей и автоцентров. Сами понимаете, кому там нужен архитектурный облик.

По регламенту рассматривать эскизы новых объектов должна архитектурно-градостроительная комиссия, однако в трех случаях из четырех, утверждает юрист, чиновники из мэрии этого не сделали, а просто выдали отказы в согласовании.

Представитель застройщика предполагает, что таким методом администрация города хочет заблокировать любое строительство и вернуть землю в муниципальную собственность. Параллельно сотрудники Главархитектуры якобы обращались в МУГИСО с просьбой расторгнуть договор аренды участка, поскольку на нем не ведется никакой хозяйственной деятельности.

Несоответствие архитектурно-градостроительного облика — это лишь предлог, чтобы заблокировать стройку. Как ответили в пресс-службе мэрии, у городских властей есть основания полагать, что застройщик планирует возвести жилые многоэтажки. Вот как в теории выглядит эта схема:

  • Застройщик арендует участок под строительство гаражей.
  • После появления объекта капстроительства застройщик по закону имеет право выкупить землю за 15% от кадастровой стоимости.
  • В процессе корректировки Правил землепользования застройщик как правообладатель меняет территориальную зону на жилую.
  • Застройщик сносит гаражи и строит на их месте дома.

Это такая же законная схема, как и в случае с застройкой территории над заброшенной станцией метро «Бажовская», но дело в том, что в Главархитектуре не видят в перспективе на том месте жилья.

Летом 2018 года «Дока-Строй» в рамках подготовки новой редакции Правил землепользования и застройки сменил статус спорного участка с ПК-2 (зона производственно-коммунальных объектов V класса опасности) на Ц-2 (общественно-деловая зона местного значения). Основные виды использования зоны Ц-2, в частности, разрешают строить объекты торговли (до 30 000 кв. метров), гостиничного обслуживания (за исключением апартаментов), объекты обслуживания автотранспорта, а также среднеэтажные и многоэтажные дома. Из этого списка самый большой потенциал маржинальности имеет жилая застройка. В «Дока-Строй» домыслы мэрии отрицают, уверяют, что компании нужен гараж для хранения собственной техники, и обвиняют чиновников в том, что они одним проектам дают «зеленый свет», а на другие — накладывают вето.

Отметим, из-за волокиты в выдаче градостроительной документации многие екатеринбургские застройщики не могут получить разрешения на строительство и вовремя выйти на площадку. Из-за этого они несут финансовые потери.

Свердловская прокуратура подтвердила, что в мэрии существует практика двойных стандартов. Девелоперы неофициально рассказывают, что согласование архитектурно-градостроительного облика новостроек нынешняя городская команда использует как рычаг давления на них. В декабре компания Prinzip через суд отменила данную норму в ПЗЗ. Решение еще не вступило в силу.

В мэрии считают, что согласование внешнего облика зданий — это часто единственный способ не допустить архитектурную какофонию. «Для администрации города очень важно контролировать эти моменты в работе застройщиков, так как за то, как новая постройка впишется в микрорайон и не будет ли он изуродован новым безликим жилым комплексом, горожане прежде всего спросят с городских властей», — комментировали в пресс-службе.

Профильный вице-мэр Алексей Бирюлин считает, что многим застройщикам не нравится желание администрации навести порядок в городе. «Многие промплощадки уже стали жилой застройкой, и этот процесс продолжается. Но нельзя превращать город в один большой спальный район, в котором нет рабочих мест», — заявлял он.