Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Крупнейший девелопер отдаст бренд мелким застройщикам

19 ноября 2019, 11:55
Крупнейший девелопер отдаст бренд мелким застройщикам
Фото: архив 66.ru
Группа компаний «ПИК» заходит в регионы через франшизу и хочет собрать под своим крылом много мелких застройщиков.

ПИК — крупнейшая российская компания строительной отрасли, которая возводит жилье и за пределом МКАДа. В Екатеринбурге у девелопера один проект — ЖК «Космонавтов 11» на бывшей производственной площадке «Уралпластика». В марте 2019 года компания запустила франшизу.

О продаже франшизы на Урале, строительных планах в регионе и о том, как мелкие застройщики смогут выжить, несмотря на дефицит финансирования, в интервью 66.RU рассказал вице-президент ПИКа по развитию франшизы Алексей Алмазов.

— Начну издалека: технологии перевернули многие сферы жизни. Правила в онлайн-торговле диктует AliExpress, в общепите — Delivery Club, в перевозках — «Яндекс.Такси». Ни одна из этих платформ не является производителем товаров или услуг, зато у них есть отлаженный канал коммуникации с покупателями. У ПИКа есть амбиции стать агрегатором стройки. В этом есть логика?

— Не так давно было американское глобальное исследование, в котором строительная отрасль была названа самой консервативной. Мы категорически с этим не согласны – и намерены своим примером доказать, что это не так. Девелопмент и строительство стремительно цифровизируются. Мы разрабатываем и внедряем свои IT-решения на каждом этапе работы компании последние пять лет. С помощью информационных технологий мы научились контролировать себестоимость и выводить на рынок новые интересные продукты, которые в итоге могут быть полезны не только нам, но и востребованы всем рынком.

Известно, что для региональных застройщиков большой проблемой является низкая маржинальность строительства. Кроме того, у многих из них нет денег для реинвестирования в технологии.

Год назад мы решили создать сервис, который позволит передать региональным застройщикам наши компетенции и технологии. Так появилась единая цифровая платформа с маркетплейсом и с возможностью управлять девелоперскими проектами.

— С чего бы застройщикам работать под вашим брендом?

— Наша франшиза сильно отличается от классической. Строительный рынок переживает тектонические изменения из-за перехода на проектное финансирование. Многие региональные застройщики не смогут получить кредиты из-за того, что до этого не работали с банками, а чаще пользовались деньгами дольщиков.

— Вы учите разговаривать застройщиков на банковском языке?

— А банки — на языке застройщиков. Для застройщиков мы делаем скоринг проекта (система оценки кредитоспособности, — прим. 66.RU) и первоначальный финансово-технический аудит. До конца года у нас есть договоренности о распределении 10 млрд рублей. Эти деньги банки готовы выдать застройщикам.

Фото: страница Алексея Алмазова в социальной сети Facebook

— А как же репутационные риски? Представьте, компания под вывеской «ПИК» недостроила дом.

— Поэтому я и сказал выше, что у нас не классическая схема: партнер не сразу получает возможность работать под нашим брендом. На первом этапе он пользуется нашими технологиями и дорабатывает стандарт работы и реализовывает 2-3 проекта. За этим следует довольно длительный этап сертификации по нашим стандартам. И только после этого партнер может претендовать на получение бренда.

— Зачем ПИКу взращивать конкурентов? В чем бизнес-интерес?

— Технологии и продукты развиваются чуть ли не ежеминутно. Если не стремиться к постоянному развитию, очень быстро останешься позади. Помимо этого есть задача президента о строительстве 120 млн кв. метров жилья в год, и мы, как системообразующее предприятие, чувствуем еще и эту ответственность.

— Социальная ответственность? Только и всего? Сложно поверить.

— Конечно, франшиза — это тоже бизнес. Насколько прибыльный, сказать не могу — коммерческая тайна. Вообще, мы развиваемся по трем направлениям: собственный девелопмент, fee-девелопмент (когда компания управляет чужим проектом) и франшиза. Последний формат мы применяем на перспективных и интересных рынках. Если мы разовьем качественную городскую среду, то рынок будет развиваться, все будут больше зарабатывать.

— Кто ваш франчайзи? Опишите его.

— Мы выяснили, что в России 3–5 тыс. компаний, которые реализуют проекты в объеме 10–15 тыс. кв. метров жилья в год. Это наши потенциальные клиенты. Эти компании хотят расти, у них есть большой потенциал в административной и управленческой модели, а принципы схожи с нашими.

— Типа владельца нерентабельного производства, который хочет построить на месте завода жилье и заработать деньги?

— Да. Тут три варианта: либо продать землю, либо fee-девелопмент, либо франшиза. Если землевладелец хочет развивать девелоперские навыки и дальше заниматься этим бизнесом, то он становится партнером.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

— Сколько франшизных контрактов ПИК заключил в Екатеринбурге?

— У нас есть запросы из Екатеринбурга, но контракты пока не подписаны. Поскольку есть риск пересечения интересов, мы смотрим, чтобы один бизнес не мешал другому.

— А вообще есть стратегия по региону?

— Мы работаем на площадке в Завокзальном. Смотрим новые площадки, планируем в следующем году их объявить.

— Точно такие слова я слышал два года назад.

— С 2018 года практически реализована первая очередь ЖК «Космонавтов 11». Перспективы в Екатеринбурге для нас точно есть.

— Что дальше с площадкой в Завокзальном? Вы будете за счет сноса промзоны расширять стройку?

— Этот вопрос вне зоны моей компетенции. Не готов пока на него ответить.

В Москве у ПИКа все хорошо: большой земельный банк, программа реновации, высокая рентабельность. Зачем вы зашли в регионы?

— Мы видим в регионах большой потенциал: реализуются государственные программы по строительству нового жилья, реновации, переселению из аварийных и ветхих домов.

Фото: архив 66.RU
На днях Заксобрание Петербурга внесло в Госдуму законопроект об общероссийской реновации жилья. В документе предусмотрена возможность финансирования из федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также инвесторами, в качестве которых могут выступить ТСЖ или жилищные кооперативы.

Самая большая трудность, которая возникает перед малыми застройщиками в регионах, — отсутствие собственного капитала. Чтобы банк выдал проектное финансирование, нужно, чтобы на счету девелопера находилось 15–20% средств от стоимости стройки. Но таких денег часто у них не бывает, и наши технологические решения часть проблем снимут.