С 2020 года в Свердловской области начнут считать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости. ГБУ «Центр государственной оценки» подготовило отчет, который включает более 3,5 млн зданий, помещений, предприятий, незавершенных строений, машино-мест, торговых и офисных центров площадью свыше 5000 м2. Новый принцип подсчета стоимости недвижимости увеличит налогооблагаемую базу в 2,6 раза.
С 13 июня в течение 50 дней кадастровую оценку любого объекта можно было посмотреть на сайте и внести замечания, которые касались технических деталей: площади, материала и т.д. 1 августа документ перевели в закрытый режим, чтобы отправить на утверждение в центральный офис Росреестра. К 1 декабря МУГИСО утвердит окончательную цену недвижимости. Но и после этого собственники смогут вносить изменения, если найдут ошибки.
Почему недвижимость на окраине оценили дороже, чем в центре
На площадке «Точки кипения» состоялся круглый стол Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, где обсудили кампанию по кадастровой оценке. Представители бизнеса не понимали, почему стоимость соседних зданий в отчетах чиновников может отличаться в несколько раз. После встречи, похоже, ясности не прибавилось.
Переход на новые правила сильнее всего ощутит малый и средний бизнес. К примеру, налог в ТЦ «Бум» давно считают по кадастровой стоимости, которая близка к рыночной. В нем очень много мелких собственников, и фискальная нагрузка для них неподъемна. Для некоторых уплата налога на имущество означает потерю всей прибыли, и важно в будущем не повторить эти ошибки, считают представители СОСПП.
Бизнесмены предложили дифференцировать налог в зависимости от вида деятельности. Например, для общественных организаций, социальных или образовательных фирм, где извлечение дохода не является приоритетом, ставка могла бы быть нулевой.
Как признались в МУГИСО, в механизм определения кадастровой стоимости недвижимости изначально заложены ошибки. Во-первых, он пока не учитывает месторасположение здания, а только его конструктив. Именно поэтому квадратный метр в микрорайоне Солнечном часто стоит дороже, чем в центре. В следующем году будут учитываться и земельные участки.
Во-вторых, в ЕГРН, на который опираются оценщики, содержит много неточностей.
Алена Чугунова, начальник отдела по реализации государственных программ МУГИСО:
— Мы не делаем самостоятельную выгрузку из ЕГРН, а ориентируемся на данные Росреестра. Если там написано, что помещение нежилое, мы так и считаем. Но приходят собственники и говорят: это МОПы или парковочные места. А мы этого не видим. В этом году мы пересчитали много паркингов. Машино-места для нас — новый объект для налогообложения и кадастрового учета.
Непонятно, почему так получилось, ведь сведения в реестр по частной собственности вносятся на основании данных от правообладателей.
Кстати, предполагается, что налоговая ставка на паркинги в Екатеринбурге будет повышенной: 0,3% при базовом 0,1%. Этому возмутились застройщики, для которых это болезненная тема. Половина парковочных мест принадлежит девелоперам, а налоговый фактор продажи ухудшит.
Как сэндвич-панель превращается в кирпич
Бывают случаи, когда в Росреестре неправильно указан материал постройки. Особенно это актуально для торговых объектов.
Михаил Шмыков, представитель ГК «Кировский»:
— Наше здание на Сиреневом бульваре построено давно, истек срок эксплуатации. В техпаспорте основной материал конструктива — сэндвич-панели. Но почему-то в Росреестре при расчете капитальности основным материалом назвали кирпич, из которого сделаны два туалета в подсобном помещении.
Генеральный директор «Форум-групп» Сергей Воробьев подтвердил, что такие случаи есть. «Поскольку кирпич оценивается дороже, то и ТЦ «Радуга-парк» посчитали как кирпичное здание».
Сергей Воробьев, генеральный директор «Форум-групп»:
— Помещение одного бутика стоит 37 тыс. рублей за м2, а помещение соседнего — 54 тыс. рублей. Принципиальную разницу в 30% трудно объяснить. Но какой плюс в этом налоге? Никаких новых торговых центров больше не появится. Из-за высокой кадастровой стоимости никто не сможет зарабатывать.
«Хотя бы избавимся от конкурентов», — пошутил девелопер.
В МУГИСО парировали, что к бизнесу тоже есть вопросы.
— Мы обязаны проверять фактическое использование зданий. Для этого нас должны пускать в помещения. На прошлой неделе у меня было переписки с 20 собственниками, куда нас не пускают, — пожаловалась Алена Чугунова.
— Если власть захочет, она войдет куда угодно, — ответили ей.
— Не хотели бы брать с собой ОМОН. Например, нас не пускают с фотоаппаратом в «Парк-Хаус» — торговый центр, куда может зайти любой, — описала ситуацию представитель МУГИСО.
Позже она посетовала, что сейчас никому нет дела до новых правил, но когда в 2021 году придут первые квитанции по налогу на недвижимость, то все начнут возмущаться и писать жалобы.